При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - www.musicforall.ru
-
Интернет-журнал Музыка для всех

календарь

-

 Ноябрь 2007 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
-
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    


анонс

Международная научная конференция «Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках»
Российская академия музыки им. Гнесиных с 8 по 10 ноября 2007 года проводит Международную научную конференцию «Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках».


V Терем-фестиваль мировой музыки
С 23 по 30 ноября в Санкт-Петербурге пройдет Пятый Терем-фестиваль мировой музыки. Фестиваль откроется 23 ноября 2007 года в Большом зале филармонии концертом великолепного германо-кубинского коллектива «KLAZZ BROTHERS & CUBA PERCUSSION».


АБОНЕМЕНТ №4. «СОЗВЕЗДИЕ МАСТЕРОВ»
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 10 ноября, суббота, 19.00 АБОНЕМЕНТ №4 «СОЗВЕЗДИЕ МАСТЕРОВ» Вечер второй Исполнитель – Андрей ДИЕВ (фортепиано)


АБОНЕМЕНТ №30. «ФЕСТИВАЛЬ-ФЕЙЕРВЕРК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КЛАВИРИСТОВ»
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 10 ноября, суббота, 19.00 АБОНЕМЕНТ №30 «ФЕСТИВАЛЬ-ФЕЙЕРВЕРК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ КЛАВИРИСТОВ» Вечер второй Удивительная классика прошлого века Исполнитель – Иван СОКОЛОВ (фортепиано)


МУЗЫКАЛЬНО-СВЕТОВОЕ ДЕЙСТВО «РАХМАНИНОВ. ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ»
МУЗЕЙ-ПАМЯТНИК ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР 10 ноября 2007 года МУЗЫКАЛЬНО-СВЕТОВОЕ ДЕЙСТВО «РАХМАНИНОВ. ПЕСНОПЕНИЯ ЛИТУРГИИ» КАМЕРНЫЙ ХОР СМОЛЬНОГО СОБОРА Художественный руководитель и дирижер Владимир БЕГЛЕЦОВ Режиссер - Виталий ГОРДИЕНКО Художник по свету - Александр КИБИТКИН



Rambler's Top100           Rambler's Top100
           
-

Музыкальный календарь

-
22 октября 1811 года родился венгерский композитор Ференц Лист 14:30 | 22 Октября 2007г.

22 октября 1811 года родился венгерский композитор Ференц Лист

Лист Ференц (Франц) (Liszt Ferenc или Franz) родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано. В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822. Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы. От известного издателя А.Диабелли он получил приглашение сочинить вариации на тему вальса, придуманную самим Диабелли; таким образом юный музыкант оказался в компании великих Бетховена и Шуберта, к которым издатель обратился с такой же просьбой. Несмотря на это, Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, и ему пришлось продолжать свое образование частным образом. В это время он совершил ряд поездок с концертами по Франции и Англии. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г.Берлиозом и Ф.Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом. В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз.

Лист был человеком страстным и обаятельным, он был хорош собой, и каждый его концерт превращался в настоящее представление. Лист стал идолом всей Европы, и концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, «романами». В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д'Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей – сын и две дочери, младшая из которых, Козима, вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г.фон Бюлова, а потом стала женой Р. Вагнера. Связь Листа с графиней длилась примерно десять лет, причем в последние годы этого периода Лист возобновил длительные концертные поездки и вел вполне свободную жизнь. Он выступал в Австрии, Бельгии, Англии, Франции, Венгрии, Шотландии, России и в 1849 дал цикл концертов, средства от которых пошли на сооружение памятника Бетховену в Бонне.

В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847, приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли. Во время пребывания в России он познакомился с княгиней Каролиной Зайн-Витгенштейн, и вернулся с ней в Веймар. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда – отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов. Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера «Тангейзер» в годы, когда ее автор был политическим изгнанником и ему грозил арест.

Лист успевал сражаться с герцогом Веймарским по поводу перерасходов в своем бюджете, отстаивать при дворе свою артистическую свободу и одновременно сочинять, дирижировать и преподавать. Именно в Веймаре появилась единственная фортепианная соната композитора, а также ряд оркестровых пьес, а с 1849 – оркестровых поэм. Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858 Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант – признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.

В 1860 Лист отправился в Рим, надеясь преодолеть ряд препятствий политического и религиозного характера, которые делали невозможным его брак с княгиней Витгенштейн. Когда же Римско-католическая церковь отказалась благословить их союз, пылкий музыкант, устав и разочаровавшись в жизни, удалился от мирской суеты. В 1865 Лист вступил во францисканский орден терциариев (члены его могли оставаться в миру, вступать в брак и иметь собственность, но брали на себя особые религиозные обязательства и должны были вести аскетический образ жизни и заниматься благотворительностью) и жил сначала в Риме, а затем в Тиволи у кардинала Густава Адольфа Гогенлоэ. Это уединение, однако, продолжалось недолго: спустя два года он вернулся к своей обычной жизни странствующего виртуоза. В 1871 Лист получил звание советника венгерского короля, и через два года в Будапеште было необычайно торжественно отпраздновано пятидесятилетие творческой деятельности музыканта. В 1879 папа Римский Пий IX присвоил ему звание почетного каноника, что давало право на ношение сутаны, но не на титул «аббат Лист», которым композитор иногда подписывался. После кончины Вагнера в 1883 Лист провел в Веймаре мемориальный концерт. В начале 1886 75-летний Лист отправился в Англию, где был принят королевой Викторией и восторженно встречен его почитателями. Из Англии уставший и неважно себя чувствовавший Лист приехал в Байройт на ежегодный вагнеровский фестиваль. В этом городе он умер 31 июля 1886.

Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подобно Ф.Шопену и Р.Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа – «Грезы любви» (Liebestraum), а среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 «Венгерских рапсодий», цикл из 12 «Трансцендентных этюдов» («Этюдов трансцендентного исполнения» – tudes d'ex cution transcendante) и три цикла небольших пьес под названием «Годы странствий» (Ann es de p lerinage). Некоторые из «Венгерских рапсодий» (в основе которых лежат скорее цыганские, нежели мадьярские напевы) позже были оркестрованы. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH.

Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Первоначально поводом к их созданию послужило желание Листа популяризировать в своих концертах великие оркестровые сочинения мастеров прошлого или новую музыку непризнанных композиторов-современников. В нашу эпоху публика по большей части проходит мимо этих бравурных и стилистически устаревших аранжировок, хотя пианисты по-прежнему включают в концертный репертуар подобные пьесы, дающие возможность продемонстрировать головокружительную технику. Среди транскрипций Листа – фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.

Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов или лейттем, проходящих через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа (или пьес с участием оркестра) наиболее интересны симфонические поэмы, в особенности «Прелюды» (Les Pr ludes, 1854), «Орфей» (Orpheus, 1854) и «Идеалы» (Die Ideale, 1857).

Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы и ораторию «Легенда о святой Елизавете» (Legende von der heiligen Elisabeth, 1861). Кроме того, можно упомянуть «Фауст-симфонию» с хоровым финалом (1857) и «Симфонию к Божественной комедии Данте» с женским хором в конце (1867): оба произведения в значительной степени опираются на принципы симфонических поэм. До сих пор исполняются листовские фортепианные концерты – ля мажор (1839, редакции 1849, 1853,1857, 1861) ми-бемоль мажор (1849, редакции 1853, 1856). Единственная опера Листа – одноактная «Дон Санчо» (Don Sanche) – написана 14-летним композитором и тогда же поставлена (выдержала пять спектаклей). Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, была обнаружена в 1903.

Оценки творческого наследия Листа – композитора и пианиста в период после его смерти были неоднозначными. Возможно, бессмертие его сочинениям обеспечило смелое новаторство в области гармонии, которое во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в 20 в. Радикальная «музыка будущего», о которой мечтали Лист и Вагнер, вызвала к жизни целотоновые последовательности, политональность, атональность и прочие элементы, типичные для музыкального импрессионизма. Подобно Вагнеру, Лист был приверженцем идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения.

Как пианист Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой.

Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Влияние Листа до сих пор ощутимо в пианизме разных школ.



комментировать »»
Ссылки по теме:
    -
    Начало
    Содержание журнала
    Мир музыки
    Музыкальное событие
    Фестивали, концерты, гранты
    Знакомьтесь, новые имена
    Биржа : из первых рук
    По вашим заявкам
    Музыкальный календарь
    Технические новинки
    Из жизни музыкантов
    Форум
    Поиск по сайту
    -
    -

    Музыкальное событие

    -
    "Романтика романса" приглашает на съемки новых программ
    12 и 13 ноября состоятся съемки новых выпусков программы "Романтика романса"

    подробнее »»
    -

    Музыкальное событие

    -
    ИТОГИ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНКУРСА ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ «ЩЕЛКУНЧИК»
    3 ноября в Московском международном Доме музыки прошел финал VIII Международного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Гран-при конкурса удостоен Даниил Беликов (ударные). В финале конкурса Даниил исполнял: Вивальди, Концерт №2 «Лето» (III часть «Летняя гроза») и «Чардаш» Монти.

    подробнее »»
    -

    Фестивали, концерты, гранты

    -
    Афиша на ноябрь 2007г.
    Некоторые музыкальные события ноября 2007г.

    подробнее »»
    -

    Фестивали, концерты, гранты

    -
    План основных музыкальных мероприятий Федерального агентства по культуре и кинематографии на ноябрь 2007
    Предлагаем план основных музыкальных мероприятий Федерального агентства по культуре и кинематографии на ноябрь 2007 года

    подробнее »»
    -

    Фестивали, концерты, гранты

    -
    ХIV Международный музыкально-художественный Фестиваль -конкурс искусств «Звуки и краски мира».
    Место проведения: Россия, г. Санкт - Петербург Время проведения:15-19 февраля 2008 г. Организаторы: Международный Культурный Фонд «Орфей» и Финский культурный центр "Lekka"(Финляндия) При поддержке: Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Правительства Ленинградской области, Союза концертных деятелей Российской Федерации

    подробнее »»
    - - - - -
    2005 © Журнал «Музыка для всех»
    Дизайн В. Филиппов
    Программирование Ю. Баландин
    -
    нотный архив |  энциклопедия музыки |  фонотека |  видеотека
    о проекте | веб-мастер | приглашаем
    -
    - - - - -