При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - www.musicforall.ru
-
Интернет-журнал Музыка для всех

календарь

-

 Декабрь 2007 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
-
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 1112 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            


анонс

АБОНЕМЕНТ №22. «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА». Вечер второй
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 25 декабря, вторник, 19.00 АБОНЕМЕНТ №22 «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА» Вечер второй Памяти композиторов Московской государственной консерватории


ДМИТРИЙ УШАКОВ
Концертный зал Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга 9 декабря 2007 года, 15.00 Лауреат Всероссийского конкурса органистов в Казани (2007) Главный органист Храма св. Людовика Французского в Москве Дмитрий Ушаков (Москва – Казань)


КОНЦЕРТ ”Ансамбля скрипачей” п/р Марты Кушнирской
Центральный дом Ученых Российской Академии наук, 17 декабря 2007 года, начало в 18.30. Международный союз музыкальных деятелей Представляет Лауреата Московского фестиваля ”Ансамбль скрипачей” п/р Марты Кушнирской.


ПРАЗДНОВАНИЕ 5-летия ДОМА МУЗЫКИ
14 декабря, 19.00 Светлановский зал ПРАЗДНОВАНИЕ 5-летия ДОМА МУЗЫКИ Национальный Филармонический Оркестр России Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Дирижёр – Владимир СПИВАКОВ Саймон ПРЕСТОН (орган), Великобритания Хибла ГЕРЗМАВА (сопрано) Камио МАЮКО (скрипка), Япония Денис МАЦУЕВ (фортепиано) Роберта ГАМБАРИНИ (джазовый вокал) Георгий ГАРАНЯН (саксофон) Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ (ударные ) Андрей ИВАНОВ (контрабас)


АБОНЕМЕНТ №26 .«СОЛИСТЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ». Вечер второй
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 29 ноября, четверг, 19.00 АБОНЕМЕНТ №26 «СОЛИСТЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ»» Художественный руководитель – Юрий Башмет Вечер второй PARADE (Музыка вокруг Жана Кокто)



Rambler's Top100           Rambler's Top100
           
-

Мир музыки

-
16:24 | 27 Апреля 2007г.

От Вертинского до t.A.T.U.

Эстрада, по словарю Ожегова, - музыкальное и драматическое искусство, исполнение небольших произведений на эстраде, на сцене. Зародилась эстрада невесть когда. Пушкин слушал цыганские песни, и это была эстрада, хотя тогда так и не называлась. Аполлон Григорьев исполнял, аккомпанируя себе, «две гитары, зазвенев, жалобно заныли...» - это тоже была эстрада. Романсы, песни, куплеты, частушки - все суть эстрада.

До революции 1917 г. в «королях эстрады» ходили Варя Панина, Юрий Морфесси, Надежда Плевицкая, Анастасия Вяльцева. Газеты писали: «Россия сразу признала, полюбила Вяльцеву и требовала ее нарасхват».

Вот вспыхнуло утро. Румянятся воды,

Над озерам быстрая чайка летит.»

За полетом этой чайки зачарованно следила российская публика. Надежда Плевицкая пела о гибели «Варяга», о пожаре 1812 г., о разбойнике Чуркине„ о событиях «на старой Калужской дороге» и в «диких степях Забайкалья». Варя Панина - о бесконечной и , безысходной грусти. «Что она пела? Не все ли равно?;. Все скользило мимо - слова, мелодии, смысл. Но как струйки расплывшегося табачного дыма, стелились под, потолком ее песни и ныло сердце. И было божественно прекрасно...», - писал журнал «Театр и искусство» в 1911 году. Морфесси выступал везде, даже . в кают-компании императорской яхты «Полярная звезда» перед царем и его приближенными.

До революции начал выступать и Александр Вертинский, печальный Пьеро российской эстрады. Знаменитые песенки-ариэтки «Сероглазка»; «Я сегодня смеюсь над собой..», «Маленький, креольчик» «Лиловый негр», А потом - эмиграция; и вСоветском Союзе ни слова о Вертинском. Стареющий Александр Николаевич возвратился в Москву

конце 1943 г. и был зачислен во Всесоюзное гастрольное бюро в должности «артиста-певца высшей категории». Мне довелось бывать на его концертах, и я всегда уходил с них потрясенным. И не я один. Кумир МХАТа Василий Качалов восклицал: «Какой мастер! И как красив! А руки!.. Вы обратили внимание?» Действительно, жесты Вертинского были бесподобны. Герои Вертинского многим советских людям были чужды («пани Ирена» вместо, скажем, ткачихи Дуси Виноградовой!), но мастерство исполнителя не могло не покорять.

Выступления Вертинского были странным явлением на советской эстраде - не народные песни, не патриотические, не, тем более, «производственные», а только о вечных ценностях: жизни и смерти, любви и разлуке, об измене и одиночестве, да еще подчас в западной «упаковке», и поэтому его концерты проходили без афиш и без прессы. Существовали как бы полуподпольно. Афишу и прессу имели другие исполнители: Изабелла Юрьева, Лидия Русланова, Вадим Козин, Кето Джапаридзе, Тамара Церетели, Клавдия Шульженко. Что ни имя, то настоящая легенда: о каждом из артистов можно написать книгу, и они, кстати, написаны. Попробуем и мы отвесить несколько поклонов этим легендарным личностям.

Изабелла Юрьева — «белая цыганка», так ее называли. Песенные «хиты» Юрьевой 1930-х годов — «Саша», «Если можешь, прости...». Никаких микрофонов («фанеры» тогда вообще не знали), проникновенный голос «пробивал» весь зал. Изабеллу Юрьеву сначала хвалили, затем критиковали («цыганщина перед судом общественности»), пытались переучивать («Никаких грудных нот! Снимите форте! Меньше эмоций!»). К счастью, Изабелла Даниловна не поддалась «учебе», осталась яркой неповторимой индивидуальностью.

Вадим Козин имел удивительный голос, звенящий в чеканном серебре. Он блистательно пел старинные романсы и цыганские песни, говорил, что сам Л.П. Берия пытался заставить его включать в репертуар песни о Сталине. Это была одна из версий его опалы. Козин отбыл срок наказания в Магадане, но вернуться на Большую землю отказался. Жил тихо, сочинял песни, принимал знаменитых певцов из столицы - стал магаданской достопримечательностью.

Лидия Русланова - еще одна жертва ГУЛАГа. Из народной памяти никогда не исчезнут ее знаменитые песни «Валенки», «Окрасился месяц багрянцем», «Златые горы». Всенародная слава не спасала Лидию Андреевну от официальной критики - и зачем в сарафане выступает, и что пропагандирует чуждое стране Советов «раздолье удалое и сердечную тоску».

Две грузинки, прославившиеся на российской эстраде - Кето Джапаридзе и Тамара Церетели. Джапаридзе появилась на сцене в Москве, в эстрадном театре сада «Эрмитаж» в 1937 году. Среди ее знаменитых песен - «Мы встретились вчера», «Снова пою», «Один лишь поцелуй». Значительно раньше Джапаридзе в Москве запела Тамара Церетели. Она исполняла цыганские песни и не без успеха соперничала с Изабеллой Юрьевой и Вадимом Козиным.

Ну и, наконец, Клавдия Ивановна Шульженко, которую невозможно забыть: ее песни, руки, которые «словно две большие птицы» и, конечно, песни военных лет. Та же повторяющаяся история: народ любил Шульженко, а власть в лице музыкальных критиков считала ее изгоем и требовала исполнения народных песен.

Оглядываясь назад, видишь историю российской эстрады как жанра любимого, но вечно критикуемого. Сверху требовали, чтобы эстрада шагала в ногу со временем и выполняла роль организатора и пропагандиста. Идеология проникла на эстраду. Патриотическое и общественное было непременным атрибутом на сцене. «И сердцу тревожно в груди, и Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди...»

В противовес возник андеграунд, как бы подпольный второй фронт, его возглавляли поэты-барды. В стране весенним разливом расплескалась авторская песня. Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юлий Ким... Песни протестные, исповедальные, душевные, лишенные официального металла и замешанные на личном чувстве с изрядной долей иронии.

В годы «развитого социализма» был еще один песенный пласт - «блатняк». И в этом жанре был свой классик - Аркадий Северный. По поводу блатной песни Андрей Синявский писал: «Посмотрите, тут есть все. И наша исконная волком воющая грусть-тоска вперемешку с традиционным русским разгулом. И наш природный максимализм в запросах и попытках достичь недостижимого. Бродяжничество. Страсть к переменам. Риск и жажда риска-Вечная судьба-доля, которую не объедешь...»

I960-1980-е годы. Появилась армия новых исполнителей, среди которых явно выделялись Иосиф Кобзон и Алла Пугачева, София Ротару и Валерий Леонтьев. Кобзон пел все-, лирические, героические, патриотические песни, веселые, печальные и какие угодно. И под Штирлица советовал - «Не думай, о секундах свысока...» Пугачевой не касаемся: о ней все сказано. А вот Майю Кристалинскую

вспомнить нужно обязательно. «Она словно не поет, а исповедуется», - сказал один критик В последующие годы этот стиль - «вывернуть душу наизнанку» исчезнет совсем.

В 1980-е годы, переломные, страна испытала нашествие различных ВИА. «Ласковый май» пронесся как сквозняк по российским городам и весям. В 1991 г. распался Советский Союз, и Россия приступила к строительству капитализма. Прежняя эстрада с ее отцветшими

хризантемами и умильными ландышами устарела. «Новые русские» были далеки от сантиментов, жизнь пошла жесткая. Сидеть одиноко и смотреть с тоской, как печально камин догорает, было уже некому. Да и бодрячество оказалось ненужным. Помните - «Главное, ребята, сердцем не стареть!»? Теперь, уже хотелось иного: главное, ребята, наращивайте мускулы. Впереди - борьба! За капитализм! Появились новые люди: дилеры, киллеры, менеджеры, олигархи. И тут же возник социальный заказ на новые песни, другое «искусство».

В Библии сказано: ничто не ново под солнцем. Такое уже было, такое мы проходили во времена НЭПа. Вот что писал Владимир Масс в 1923 г. в журнале «Зрелище»: «Искусство сегодняшнего дня не может быть иным, чем оно есть. НЭП его покупает и им наслаждается. НЭП - его заказчик и потребитель». Тут совпало все: и богатые, которые хотят, чтоб им «сделали красиво», и бедные жаждут «забыться и заснуть». И властям удобно увести народ от насущных социальных проблем. Эстрада призвана сыграть роль громоотвода. Настоящие артисты ушли или находятся «на исходе». Им на смену пришли музыкальные группы с эпатажными названиями «Динамит», «Банда», «Мурзилки», «Руки вверх», «Отпетые мошенники». А за ними с шумом, гиканьем и свистом ворвалась «дикая дивизия» последнего эстрадного призыва — «Фабрика звезд». Точное название. Не личности и уж никак не таланты, а всего лишь фабричные изделия, поставленные на поток.

Правы оказались философы (Бердяев, Фромм, Ясперс и другие), предрекавшие появление усредненного «безликого человека». И такой человек пришел (не только в России, но и во всем мире): нивелированный, обкатанный, без знания истории, традиций, стиля, вкуса. «Единообразие вплоть до муравейника людей, которые не являются сами собой и которые употребляются как безответный материал в аппарате партии, бюрократии, полиции, армии...», - писал Карл Ясперс.

Если снизить все эти рассуждения и опустить их до эстрады, то мы имеем мальчиков и девочек, среди вторых - блестящие, леденящие, стрелки, карамельки, сливки и прочий конфетно-парфюмерный набор. Симпатичные мордашки, раскрашенные лица, почти раздетые или еле прикрытые, с голыми животами. Они прыгают, извиваются, но это никакая не хореография, а всего лишь ритмическое дерганье. Опять же ни вкуса, ни стиля, ни красоты. А кому это нужно?! Управленцы эстрадного жанра уверены: «Пипл схавает все! И никаких изысков! Главное, оглушить музыкой (а точнее говоря, громким звуком). Ошеломить. И - вперед!»

Итак, пройден длинный путь от Вертинского до tAT.u. От смокинга и бабочки до голого живота и пирсинга. Никакой лирики, никаких вздохов на скамейке. И знамение времени - секс.

Современная эстрада с ее безвкусием и пошлостью, грохотом и мерцающими огнями стала частью нашей жизни. Как пели в одном старинном романсе: «Завеса спущена! Не надо притворяться!» Мы имеем то, что имеем. «Вернись, я все прощу...» Прошлое не вернется.

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт...

И мы вынуждены глотать эту пыль. На этом ставлю точку, лелея в глубине сердца – наивность стареющего человека! - «Лишь только вечер затеплится синий...»


Автор: Юрий Безелянский

комментировать »»
Ссылки по теме:
    -
    Начало
    Содержание журнала
    Мир музыки
    Музыкальное событие
    Фестивали, концерты, гранты
    Знакомьтесь, новые имена
    Биржа : из первых рук
    По вашим заявкам
    Музыкальный календарь
    Технические новинки
    Из жизни музыкантов
    Форум
    Поиск по сайту
    -
    -

    Из жизни музыкантов

    -
    МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА"
    Вячеслав Овчинников – «заброшенный золотой прииск» Документальная программа из цикла «Острова», которая выйдет в эфир 10 декабря в 21:25, посвящена творчеству композитора и дирижёра Вячеслава Овчинникова. К ЮБИЛЕЮ РОДИОНА ЩЕДРИНА К 75-летию Родиона Константиновича Щедрина телеканал «Культура» готовит премьер: 15 декабря в 18.35 смотрите оперу композитора для концертной сцены «Очарованный странник», 16 декабря в 18.35 в эфире телеканала – документальный фильм «Услышать голос Ангела своего…Родион Щедрин», а в 19.15 - прямая трансляция юбилейного концерта Щедрина из Большого зала Московской консерватории.

    подробнее »»
    -

    Мир музыки

    -
    «Русские сезоны» в Париже. Год 2007
    В 2007 году российские музыканты возобновляют традицию, заложенную великим импресарио. В рамках фестиваля «Crescendo» в парижском Театре Елисейских Полей проводятся концерты, на которых молодые музыканты из России исполнят произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. С 7 по 9 декабря в 18:00 смотрите трансляцию концертов в эфире телеканала «Культура». Ведущий – Святослав Бэлза.

    подробнее »»
    -

    Фестивали, концерты, гранты

    -
    ХIV Международный музыкально-художественный Фестиваль -конкурс искусств «Звуки и краски мира».
    Место проведения: Россия, г. Санкт - Петербург Время проведения:15-19 февраля 2008 г. Организаторы: Международный Культурный Фонд «Орфей» и Финский культурный центр "Lekka"(Финляндия) При поддержке: Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Правительства Ленинградской области, Союза концертных деятелей Российской Федерации

    подробнее »»
    -

    Музыкальное событие

    -
    ИТОГИ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНКУРСА ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ «ЩЕЛКУНЧИК»
    3 ноября в Московском международном Доме музыки прошел финал VIII Международного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Гран-при конкурса удостоен Даниил Беликов (ударные). В финале конкурса Даниил исполнял: Вивальди, Концерт №2 «Лето» (III часть «Летняя гроза») и «Чардаш» Монти.

    подробнее »»
    -

    Фестивали, концерты, гранты

    -
    Афиша на ноябрь 2007г.
    Некоторые музыкальные события ноября 2007г.

    подробнее »»
    - - - - -
    2005 © Журнал «Музыка для всех»
    Дизайн В. Филиппов
    Программирование Ю. Баландин
    -
    нотный архив |  энциклопедия музыки |  фонотека |  видеотека
    о проекте | веб-мастер | приглашаем
    -
    - - - - -