При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - www.musicforall.ru
-
Интернет-журнал Музыка для всех

календарь

-

 Декабрь 2007 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
-
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 1112 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            


анонс

АБОНЕМЕНТ №22. «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА». Вечер второй
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 25 декабря, вторник, 19.00 АБОНЕМЕНТ №22 «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА» Вечер второй Памяти композиторов Московской государственной консерватории


ДМИТРИЙ УШАКОВ
Концертный зал Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга 9 декабря 2007 года, 15.00 Лауреат Всероссийского конкурса органистов в Казани (2007) Главный органист Храма св. Людовика Французского в Москве Дмитрий Ушаков (Москва – Казань)


КОНЦЕРТ ”Ансамбля скрипачей” п/р Марты Кушнирской
Центральный дом Ученых Российской Академии наук, 17 декабря 2007 года, начало в 18.30. Международный союз музыкальных деятелей Представляет Лауреата Московского фестиваля ”Ансамбль скрипачей” п/р Марты Кушнирской.


ПРАЗДНОВАНИЕ 5-летия ДОМА МУЗЫКИ
14 декабря, 19.00 Светлановский зал ПРАЗДНОВАНИЕ 5-летия ДОМА МУЗЫКИ Национальный Филармонический Оркестр России Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Дирижёр – Владимир СПИВАКОВ Саймон ПРЕСТОН (орган), Великобритания Хибла ГЕРЗМАВА (сопрано) Камио МАЮКО (скрипка), Япония Денис МАЦУЕВ (фортепиано) Роберта ГАМБАРИНИ (джазовый вокал) Георгий ГАРАНЯН (саксофон) Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ (ударные ) Андрей ИВАНОВ (контрабас)


АБОНЕМЕНТ №26 .«СОЛИСТЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ». Вечер второй
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 29 ноября, четверг, 19.00 АБОНЕМЕНТ №26 «СОЛИСТЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ»» Художественный руководитель – Юрий Башмет Вечер второй PARADE (Музыка вокруг Жана Кокто)



Rambler's Top100           Rambler's Top100
           
-

Мир музыки

-
 Д.Д.Шостакович – к 100-летию со дня рождения. 14:35 | 28 Августа 2006г.

Д.Д.Шостакович – к 100-летию со дня рождения.

Творчество Шостаковича – исключительное явление искусства 20-го века, одно из самых ярких, страстных и самобытных проявлений музыкального гения. Выражая личное, Шостакович выразил общее – состояние души великого народа, к которому он принадлежал и которому посвятил свою жизнь.

Для многих из нас стремление погрузиться в мир музыки Шостаковича естественно. С каждым новым исполнением произведений Шостаковича возникает все более реальное ощущение неисчерпаемости этой музыки. И время приносит новые доказательства ее классичности. При жизни композитора бросались в глаза черты новизны в его творчестве. Истинно живое дыхание современности – уже дыхание вечности...В сложных противоречиях эпохи музыка Шостаковича сама была реальностью новой жизни. Дискуссии вокруг его произведений были так же естественны для своего времени, как и многочисленные знаки признания и высокие правительственные награды.

Через все творчество Шостаковича красной нитью проходит нравственная идея – люди не должны мучиться и страдать из-за войн и социальных бедствий, несправедливости.

Что стоит за словами «музыка Шостаковича»? Симфонии, оперы, балеты, квартеты, инструментальные концерты, музыка к кинофильмам и театральным постановкам, оперетта, оратория, кантата, квинтет, трио, сонаты, фуги, прелюдии, хоры, песни – все, да, именно все жанры музыкального искусства обогатил этот удивительный художник. Обогатил своей темой, своим взглядом на мир, неповторимой ндивидуальностью, новаторскими открытиями.

Музыка Дмитрия Шостаковича – это ток высокого напряжения. Она никогда не развлекает, но всегда обогащает слушателя. Мы часто говорим: музыка – это искусство во времени. Мгновения в музыке бывают прекрасными. Некоторые композиторы стараются продлить эти мгновения, чтобы полюбоваться ими. Шостаковичу такое любование чуждо и первое знакомство с его творчеством вызывает у некоторых людей чувство раздражения и отого непонимания. Весь творческий путь композитора – это открытие новых горизонтов в мелодике и ритме, гармоническом языке и оркестровке; но создавая новое, Шостакович ничего не низвергал, созидая – не разрушал.

В далекие 30-е годы была широко известна радостная и задорная «Песня о встречном» из одноименного кинофильма:

Нас утро встречает прохладой,

Нас ветром встречает река,

Кудрявая, что ж ты не рада

Веселому пенью гудка?

Многие и не догадывались, что это он, Шостакович, «эдакий мрачный симфонист, писавший музыку запутанную и изломанную, как его собственная фамилия, большой новатор, которого простому смертному не понять», сочинил эту бесхитростную песенку для фильма. Мы куда больше наслышаны о его знаменитой, Седьмой, «Ленинградской симфонии», исполненной в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Нынешним августом той легендарной премьере исполняется 64 года. Один из слушателей ленинградской премьеры так вспоминал: «До войны я не любил Шостаковича, вернее, я его не понимал. Но тода... Я не только слышал, я видел музыку!.. Никогда и никто из присутствоваших не забудет этот концерт девятого августа. Пестрый оркестр, одетый в кофточки и телогрейки, пиджаки и косоворотки, играл вдохновенно и и напряженно. Управлял, парил над всем этим скелетообразный Элиасберг, готовый выскочить из своего фрака, который болтался на нем, как на огородном пугале... Когда играли финал, весь зал встал. Я стоял вместе со всеми, потрясенный... Вот оно, искусство!»

Дмитрий Шостакович был великим тружеником. Какое бессчетное число нотных знаков начертано его рукой и исписано патитурной бумаги за все годы творческой жизни! Громы критики сверкали над его головой, но никогда критика не была для него поводом для бездействия. Напротив, самоотверженная работа была его ответом на критику.

Юбилей – это вседа повод для преувеличений. И мы нередко пользуемся ими без меры. Но 100-летний юбилей Д.Шостаковича – исключительный случай. Любое преувеличение с течением времени может оказаться всего лишь скромной оценкой. О жизни и музыке Шостаковича написано огромное количество статей и книг. Музыковеды анализируют его произведения, пытаясь понять, какой смысл в них заложен. Не хотелось бы идти по проторенной дорожке, потому что сам автор не любил комментировать свои сочинения: «Я никогда не знаю, что мне говорить. Ведь все ясно сказано в музыке. И я, наконец, нашел, что сказать «допрашивателям», я стал говорить: в этом сочинении я хотел выразить «становление личности».

Дмитрий Шостакович остро чувствовал течение времени и отмечал в музыке изменения, которые время вносило в нашу жизнь. Музыковед Генрих Орлов так писал: «Даже для малоискушенных слушателей весь строй музыки Шостаковича – серьезный, жесткий, драматичный – был постоянным разоблачением мифа «жить стало лучше, жить стало веселей... Никто не создал столь мощный сверхъязык музыкальных «иносказаний» - целый шекспировский театр излюбленных масок – для исповедальных рассказов о правде жизни».

Дмитрий Шостакович родился в Петрограде 25 сентября 1906 года и самые острые впечатления детства совпали с революционными событиями. Врезались в память митинги и манифестации, стычки демонстрантов с полицией, гибель невинных людей. «Октябрьская революция, - вспоминал Дмитрий Дмитриевич, - определила жизнь моего поколения. Стиль творчества. Тематику. Язык. А главное, - она создала тот подъем эмоциональных сил и ту особую душевную «температуру», которая всегда поднимает над житейской суетой...»

Шостакович рано потерял отца, поэтому очень хорошо знал, что такое нужда. Приходилось работать тапером в кинотеатрах, чтобы помочь семье. Сам иронизировал над собой: «Продался «Севзапкино» за 134 рубля.» Талант композитора развивался стремительно. Владимир Власов вспоминал в своей книге «Встречи»: «В новогодние каникулы в начале 20-х годов группа московских консерваторцев решила поехать на несколько дней в Петроград... Мы поболтались по городу, зашли в консерваторию и договорились встретиться у Шостаковича на его квартире около пяти часов вечера... Шостакович настоял на том, чтобы гости показали свои новые сочинения. Хорошо помню Сонату В.Фере, только что им законченную... У Мити времени было мало: надо было бежать на вечерний сеанс в синематограф на Невском, где он работал в качестве иллюстратора. Он пригласил нас пойти с ним, и мы с удовольствием согласились.

Не помню, какой шел фильм, но мы не столько смотрели, сколько слушали, что играл Митя. И вдруг услышали сонату Фере, которую Шостаковия впервые услышал у себя дома. Все было воспроизведено точно и, пожалуй, звучало даже лучше, чем в авторском исполнении. Мы ахнули. О таланте Шостаковича нам было известно, но его феноменальная память поразила всех.»

Первая же симфония девятнадцатилетнего Шостаковича сразу же обрела мировую известность, настолько талантливо и дерзко она звучала. Ираклий Андронников вспоминал о премьере симфонии: «Мне посчастливилось присутствовать в Ленинградской филармонии, когда в первый раз исполнялась Первая симфония Шостаковича и Дмитрий Дмитриевич впервые явился перед широкой публикой. Это было в мае 1926 года (ровно 80 лет тому назад – прим. автора). Пришли прославленные музыканты, в их числе А.К.Глазунов. Пришли завсегдатаи симфонических концертов – и среди них немало любителей только привычной музыки, которые всякий новый музыкальный язык искренне считали нарушением здравого смысла и вкуса. Тут же, в зале, перед концертной эстрадой бурно обсуждали предстоящее исполнение страстные поборники нового, побывавшие утром на репетиции.

Открывала программу симфония Шостаковича. Дирижировал Николай Малько. Едва заметное движение палочки – и в полной тишине пробормотала что-то засурдиненная труба. Сонно откликнулся фагот. Заговорил кларнет, и развернулась негромкая, но стремительная дискуссия инструментов, где каждый хотел начать все с начала. Потом в остром ритме торопливо и как бы шутя кларнет принялся излагать грациозную маршеобразную тему... С каждым новым эпизодом Шостакович раскрывался как музыкант еще небывалого мышления, характера, личности, стиля, способа выражения таланта.

Мнения о симфонии были разной температуры. Но, кажется, никто в зале не усомнился в выдающемся даровании 19-летнего автора, даже и те, что пришли слушать сочинения других композиторв-ленинградцев, обозначенные в программе второго отделения, и ревниво ожидавшие успеха Первой симфонии. Необычными были аплодисменты – не те, какие артист получает в благодарность за наслаждение, нет, тут многим было понятно, что они присутствуют при событии выдающемся, - и аплодировали долго и ровно и вызывали. И Шостакович выходил и раскланивался, как и впоследствии, скромно и торопливо.

Может быть, такое редкостное единодушие впоследствии случалось не каждый раз. Но почти каждая премьера Шостаковича составляла важнейшее событие в музыке. А многие становились огромными общественными событиями!»

Раннее признание и успех, кажется чего же еще? Но путь Шостаковича к музыкальным высотам века оказался не таким безоблачным, как предвещало начало. Известное постановление 1948 года о «композиторах-формалистах», осуждавшее формальный подход к музыке, коснулось и Шостаковича. Он был уволен из Ленинградской и Московской консерваторий, где вел классы композиции и имел гарантированный заработок. Был уволен как ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕПРИГОДНЫЙ!.. Он никогда больше не преподавал и лишь в 1961 году ненадолго вернулся в Ленинградскую консерваторию – занимался с аспирантами, потом сам ушел оттуда и уже навсегда. Очень долго творчество композитора осуждалось или попросту замалчивалось. Галина Вишневская в своей книге «Галина» вспоминает: « Почти все сочинения Шостаковича, так же, как и сочинения Прокофьева, несколько лет были под запретом и не исполнялись в концертных залах... Шостакович лишился средств к существованию, морально избитый, лишенный самого главного – свободы творить... что пережил он в своей творческой невысказанности – этот гений, загнанный в угол, как затравленный зверь?...» Уже через несколько месяцев после смерти Сталина прозвучала Десятая симфония Шостаковича, заклеймившая тирана. «И, как подпись, скрепляющую этот обвинительный документ, в третьей части симфонии и в финале ее Шостакович впервые использует мелодию своей музыкальной монограммы – d – s – c – h, что в латинском обозначении нот ре – ми-бемоль – до – си:

Д.Ш.

Дмитрия Шостаковича называли «музыкальной совестью века». В своем искусстве он обращался к воображению высокообразованных людей, готовых принимать резкого, сложного, беспощадного композитора. Он никогда не изображал жизнь односторонне, соединяя трагедию и сатиру-гротеск (блестяще осуществив это в опере «Леди Макбет Мценского уезда».) Обращаясь к темным сторонам действительности, музыка Шостаковича пробуждает в слушателях протест, возмущение проявлениями жестокости и бесчеловечности. Переполненные залы во время исполнения музыки Шостаковича – убедительное подтверждение непреходящей ценности его музыки.

...Музыка – наиболее абстрактный вид искусства. Каждый человек, слушая музыкальное произведение, волен воспринимать его по-своему. И каждый раз это восприятие может быть другим, зависящим от минутного настроения и готовности услышать и почувствовать эту музыку. Музыку Шостаковича можно любить или не любить, но чтобы понять, нужно слушать. И не один раз.

Музыка Шостаковича звучит во многих театрах, на концертных площадках.. Звучит она и в Эстонии. В Таллинне в рамках фестиваля Birgitta, которым руководит известный эстонский дирижёр Эри Клас, 17 августа театром «Геликон-Опера» был показан спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича.

Спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» прошел на открытом воздухе в монастыре св.Биргитты. Монастырь стал своеобразной концертной площадкой города. Сцена, встроенная в старинные стены, имеет отличную акустику. Мероприятия, проводимые на открытом воздухе в живописном уголке излома реки Пирита, приобретают неповторимую атмосферу.

Театр «Геликон-Опера» впервые в России поставил первую редакцию оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Фотографии фестиваля св.Биргитты:

 Афиши фестиваля на улицах города  Афиши фестиваля на улицах города  Афиши фестиваля на улицах города

4,5,6,7,8,9- Монастырь снаружи

 Монастырь снаружи  Монастырь снаружи  Монастырь снаружи  Монастырь снаружи  Монастырь снаружи  Монастырь снаружи

10 - Монастырь внутри

 Монастырь внутри

11 - Поклоны после спектакля «Леди Макбет Мценского уезда»

Поклоны после спектакля «Леди Макбет Мценского уезда»


Автор: Re

комментировать »»
Ссылки по теме:
    -
    Начало
    Содержание журнала
    Мир музыки
    Музыкальное событие
    Фестивали, концерты, гранты
    Знакомьтесь, новые имена
    Биржа : из первых рук
    По вашим заявкам
    Музыкальный календарь
    Технические новинки
    Из жизни музыкантов
    Форум
    Поиск по сайту
    -
    -

    Из жизни музыкантов

    -
    МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА"
    Вячеслав Овчинников – «заброшенный золотой прииск» Документальная программа из цикла «Острова», которая выйдет в эфир 10 декабря в 21:25, посвящена творчеству композитора и дирижёра Вячеслава Овчинникова. К ЮБИЛЕЮ РОДИОНА ЩЕДРИНА К 75-летию Родиона Константиновича Щедрина телеканал «Культура» готовит премьер: 15 декабря в 18.35 смотрите оперу композитора для концертной сцены «Очарованный странник», 16 декабря в 18.35 в эфире телеканала – документальный фильм «Услышать голос Ангела своего…Родион Щедрин», а в 19.15 - прямая трансляция юбилейного концерта Щедрина из Большого зала Московской консерватории.

    подробнее »»
    -

    Мир музыки

    -
    «Русские сезоны» в Париже. Год 2007
    В 2007 году российские музыканты возобновляют традицию, заложенную великим импресарио. В рамках фестиваля «Crescendo» в парижском Театре Елисейских Полей проводятся концерты, на которых молодые музыканты из России исполнят произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. С 7 по 9 декабря в 18:00 смотрите трансляцию концертов в эфире телеканала «Культура». Ведущий – Святослав Бэлза.

    подробнее »»
    -

    Фестивали, концерты, гранты

    -
    ХIV Международный музыкально-художественный Фестиваль -конкурс искусств «Звуки и краски мира».
    Место проведения: Россия, г. Санкт - Петербург Время проведения:15-19 февраля 2008 г. Организаторы: Международный Культурный Фонд «Орфей» и Финский культурный центр "Lekka"(Финляндия) При поддержке: Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Правительства Ленинградской области, Союза концертных деятелей Российской Федерации

    подробнее »»
    -

    Музыкальное событие

    -
    ИТОГИ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНКУРСА ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ «ЩЕЛКУНЧИК»
    3 ноября в Московском международном Доме музыки прошел финал VIII Международного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Гран-при конкурса удостоен Даниил Беликов (ударные). В финале конкурса Даниил исполнял: Вивальди, Концерт №2 «Лето» (III часть «Летняя гроза») и «Чардаш» Монти.

    подробнее »»
    -

    Фестивали, концерты, гранты

    -
    Афиша на ноябрь 2007г.
    Некоторые музыкальные события ноября 2007г.

    подробнее »»
    - - - - -
    2005 © Журнал «Музыка для всех»
    Дизайн В. Филиппов
    Программирование Ю. Баландин
    -
    нотный архив |  энциклопедия музыки |  фонотека |  видеотека
    о проекте | веб-мастер | приглашаем
    -
    - - - - -