При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - www.musicforall.ru
-
Интернет-журнал Музыка для всех

календарь

-

 Декабрь 2007 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
-
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 1213 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            


анонс

АБОНЕМЕНТ №22. «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА». Вечер второй
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 25 декабря, вторник, 19.00 АБОНЕМЕНТ №22 «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА» Вечер второй Памяти композиторов Московской государственной консерватории


ДМИТРИЙ УШАКОВ
Концертный зал Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга 9 декабря 2007 года, 15.00 Лауреат Всероссийского конкурса органистов в Казани (2007) Главный органист Храма св. Людовика Французского в Москве Дмитрий Ушаков (Москва – Казань)


КОНЦЕРТ ”Ансамбля скрипачей” п/р Марты Кушнирской
Центральный дом Ученых Российской Академии наук, 17 декабря 2007 года, начало в 18.30. Международный союз музыкальных деятелей Представляет Лауреата Московского фестиваля ”Ансамбль скрипачей” п/р Марты Кушнирской.


ПРАЗДНОВАНИЕ 5-летия ДОМА МУЗЫКИ
14 декабря, 19.00 Светлановский зал ПРАЗДНОВАНИЕ 5-летия ДОМА МУЗЫКИ Национальный Филармонический Оркестр России Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Дирижёр – Владимир СПИВАКОВ Саймон ПРЕСТОН (орган), Великобритания Хибла ГЕРЗМАВА (сопрано) Камио МАЮКО (скрипка), Япония Денис МАЦУЕВ (фортепиано) Роберта ГАМБАРИНИ (джазовый вокал) Георгий ГАРАНЯН (саксофон) Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ (ударные ) Андрей ИВАНОВ (контрабас)


АБОНЕМЕНТ №26 .«СОЛИСТЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ». Вечер второй
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 29 ноября, четверг, 19.00 АБОНЕМЕНТ №26 «СОЛИСТЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ»» Художественный руководитель – Юрий Башмет Вечер второй PARADE (Музыка вокруг Жана Кокто)



Rambler's Top100           Rambler's Top100
           
-

Технические новинки

-
13:12 | 10 Августа 2006г.

Валторна эпохи Моцарта ( из истории музыкальных инструментов)

Многие помнят пьесу английского драматурга П. Шеффера "Амадей" и ту сцену, где австрийский император Франц Иосиф II, отзываясь о премьере оперы "Свадьба Фигаро", замечает Моцарту: "Ну что же, прекрасно, однако слишком много нот..." На что композитор с легкостью отвечает: "Всего семь - Ваше Величество".

Так просто - семь нот, но для валторны эпохи Моцарта - это было большой роскошью. Семь нот можно было извлечь только во второй октаве, в первой уже четыре, в малой - две, в большой - одну.

Натуральная валторна с кроном до реформы

Предок натуральной валторны - той, что у Моцарта - это охотничий рог, имевший свою яркую индивидуальность - сферу образов. Рог охотников и воинов зазвучал в оркестре уже в XVII веке как яркая изобразительная краска. Из известных семи нот использовались лишь те, что извлекались в среднем регистре. Когда охотничий рог пришел в большую серьёзную музыку, пришлось поступиться природой. Используемый диапазон переместился в верхнюю октаву, где, как уже отмечалось, извлекаемое количество нот было максимальным.

Поступившись природой, охотничий рог "Corno de Chasse" - стал виртуозным инструментом. Достаточно вспомнить произведения Баха, Вивальди, Телемана. Музыка барокко сформировала профессиональный инструмент, выявила его технические возможности.

В эпоху Моцарта валторна начинает свое новое восхождение - и, пожалуй, самое значимое. Многое определила смена музыкального языка эпохи. Полифония уступила свое место гармоническому стилю. Произошло понижение тесситуры инструмента. Общий диапазон валторны в классический период лежит между I 4 и 16 обертонами, то есть - 4 звука первой октавы и 7 звуков второй.

Классические оркестровые партии валторны, как правило, занимают двухоктавный диапазон, на кварту ниже барокко. Присутствие второго обертона в партии валторны классического периода является результатом увеличения раструба по сравнению с раструбом валторны барокко.

При увеличенном раструбе в звуковой волне превалируют низкие частоты, что делает тон инструмента более глубоким и сочным, а сам момент звукоизвлечения более удобным. Такой раструб расширяет динамическую шкалу, что немаловажно для исполнительской практики классического периода. Вспомним мангеймскую школу с ее crescendo и diminuendo. С тенденцией к увеличению начинает меняться и мензура инструмента.

Чтобы валторна могла звучать в разных тональностях, уже в первой половине столетия начали применять кроны, в истории известные как "венские баранки". Они вставлялись в мундштучную трубку и, при необходимости, можно было использовать одновременно несколько кронов, соединяя их последовательно. На таком инструменте по-прежнему извлекались ноты только натуральной гармонической серии. Исполнителям нужно было реализовать звучание инструмента в первой октаве и вместо четырёх извлекаемых нот воспроизвести все хроматические. И с середины века во Франции и Германии одновременно начались эксперименты по хроматизации натурального звукоряда валторны. В Париже это был Жан Рудольф, в Дрездене - Антон Гампель. Усилиями этих мастеров волшебные семь нот зазвучали на валторне в первой октаве и даже малой. Приоритетными в этой области стали открытия Антона Гампеля. На их основе он создал "методический труд".

Первое, что сделал Антон Гампель, - это разместил правую руку в раструбе и разработал технику "закрытых" звуков, позволяющую играть любые хроматизмы на натуральной валторне. Если мы повторим его эксперимент, то обнаружим, что высота звука понижается по мере продвижения руки вглубь раструба. Хотя собственно колеблющаяся длина воздушного столба в инструменте от присутствия руки укорачивается, но благодаря отражению звуковой волны от вложенной в раструб ладони валторна уподобляется органной трубе, возникает "искривленный эффект" - воздушный столб проходит над окончанием изгиба раструба к его ранту. Этот прием получил название "muting" - изменение. Еще глубже вводя руку в раструб, мы достигаем той точки, когда высота звука повышается на полтона, происходит полное закрытие раструба - "stopping". Этот прием применялся для исполнения только нескольких нот из-за сильного изменения окраски звука (звенящий эффект, эффект сурдины).

Некоторые ноты извлекались приемом "treiben", при помощи напряжения губного аппарата, так называемой губной техники, пришедшей из стиля барокко, некоторые извлекались приемом "drucken" - расслаблением губного аппарата, что влекло за собой в первом случае повышение звука, во втором - понижение. Эти приемы использовались по отношению к некоторым нестройным обертонам. Одиннадцатый обертон мог действовать на равных основаниях и как "фа-диез" (treiben), и как "фа-бекар" (drucken), а тринадцатый - как "ля - бекар" и "ля - бемоль".

Присутствие руки в раструбе обеспечивало лучший баланс между открытыми и закрытыми звуками, использовалось для подстройки некоторых нот и выравнивания звучания.

Техника закрытых звуков требовала ловкости перемещения правой руки в раструбе, малейшая неточность в позиции руки приводила к погрешностям интонации.

Венские баранки, которые вставлялись в мундштучную трубку, имели разные размеры. Из-за этого постоянство формы отсутствовало. Соотношение инструмента и тела играющего нарушалось. Страдала интонация, возникали неудобства в момент использования хроматической техники. Ощущения исполнителя были зыбкими. Нужно было искать выход. Гампель его нашел. В 1753 году вместе с дрезденским инструментальным мастером Иоганном Вернером была сделана новая модель. Мундштучная трубка стала укрепленной, а кроны теперь вставлялись в середину корпуса инструмента и меняли лишь длину воздушного столба, соответственно, и тональность, ничуть не влияя на внешнюю форму инструмента. Эта модель получила название "инвенционная валторна".

Инвенции и понижающая их способность действовали в пределах кварты или квинты. Понижение на больший интервал требовало слишком большого размера инвенций, что отрицательно сказывалось на качестве звука. Поэтому изготовляли валторны высокого строя и низкого (разница в длине основной трубки инструмента) с набором инвенций, понижающих строй на 1/2, 1, 1 1/2, 2, 2 1/2 тона.

Введение инвенций дало точное разграничение на "высокую" и "низкую" валторны, соответственно, и специализацию исполнителей.

В каталог издательства "Breitkopf' включены три концерта для валторны А. Гампеля. Концерты сочинены для "низкой" валторны и имеют большое сходство с примерами в его методическом труде. Труд А. Гампеля - "Единственная и правильная школа для обучения молодых музыкантов трудностям партий первой и второй валторны" дошел до нас в редакции его ученика Яна Вацлава Штиха. Позже одна за другой выходят "школы" известных валторнистов Ф. Дювернуа, X. Домниха,Л. Допра с четким разделением на "высокую" и "низкую" валторны. Труд А. Гампеля в редакции Штиха дает некоторые технические инструкции и некоторые советы композиторам. Но ничего не сказано о "закрытых" звуках и о том, как их нужно исполнять, хотя все упражнения и дуэты, приложенные к этому "труду" предполагают использование "техники закрытых звуков".

Современные исполнители, пытаясь постичь особенности этой "техники", отмечают, что не случайно ни Гампель, ни Штих не расшифровывают её. Расписать по пунктам, по позициям положение правой руки в раструбе или состояние напряжения губного аппарата невозможно. Есть только базовый принцип изменения звуков, основанный на акустических особенностях инструмента. Дальше действует изобретательность, изощренность, мастерство исполнителя: гибкость губного аппарата, внутреннее чутьё, острый слух.

В гармоническом стиле, пришедшем на смену полифоническому, идеальным инструментом, связывающим воедино разные группы оркестра, становится валторна. Её тон теперь охватывал все оттенки звучания от едва слышных пианиссимо до "медных" фортиссимо.

Поиски качества звука привели к увеличению мензуры инструмента (размера основного канала), увеличению раструба и, наконец, к изменению формы и размера мундштука. Последнее произошло именно по причине использования низкого и среднего регистров. Непригодной стала форма мундштука, оставшаяся в наследство от барокко. Мелкая чашка и узкое входное отверстие не давали возможности извлекать звуки в низком и среднем регистрах качественно. Поиски привели к тому, что мундштук стал конусообразной формы с увеличившимся входным отверстием. Это обеспечило правильную проекцию звуков "низкой валторны".

Одним из первых на таком мундштуке играл ученик А. Гампеля - Ян Вацлав Штих, известнейший виртуоз эпохи Моцарта.

Натуральная валторна с кроном после реформы

Открытия в области техники игры, конструкции инструмента и

мундштука утвердили инструмент в его новом качестве - как сольный. В этот период музыка из церквей переместилась в светские салоны. Высокопоставленные вельможи выделяют большие денежные средства на создание придворных капелл, куда приглашаются лучшие музыканты и композиторы. История знает Мангеймскую, Зальцбургскую, Дрезденскую капеллы. Капеллы графов Эстергази и Валлерштейна.

Яркое исполнительское мастерство валторнистов, служивших в этих капеллах, стало причиной подлинного расцвета сольного инструмента. Достижения исполнителей той эпохи запечатлены в многочисленных концертах для валторны, которые стали своеобразной энциклопедией исполнительского искусства. Когда листаешь эту "энциклопедию", изучаешь концерты, становится очевидным - возродилась природа инструмента, вернулась образность, характер звучания. Певучесть, лиричность валторны, которую мы прославляем сегодня, - это заслуга композиторов и исполнителей второй половины XVIII века.

Валторнистом-лириком той эпохи был Игнац Лейтгеб. Он выступал с концертами в Париже и Милане, критика всегда отмечала его "бархатный звук". Лейтгеб был другом семьи Моцартов. Он глубоко уважал композитора и искренне ценил его дружбу.

Пометки композитора на полях рукописей, обращенные к Лейтгебу, говорят о присутствии исполнителя в момент создания концертов. Настойчивые требования Лейтгеба принесли результат, он стал одним из немногих валторнистов, получивших столь богатое наследство, - все концерты написаны Моцартом для Лейтгеба и посвящены валторнисту.

Богемский валторнист Ян Вацлав Штих, взявший псевдоним Джованни Пунто, был необычайно одарен: дирижировал в театре "Варьете"

в Париже, сочинял концерты, дуэты, этюды для валторны, ансамблевую музыку с участием валторны, струнных и деревянно-духовых инструментов. Он отредактировал и издал в 1795 году "Школу" своего учителя Л. Гампеля, выступал с сольными концертами в городах Европы. В 1800 году в Вене валторниста услышал Бетховен и, покоренный его игрой, сочинил сонату для валторны. Совместное их выступление состоялось год спустя.

У Пунто была серебряная валторна, на которой, по свидетельству современников, он "извлекал невообразимо чудесные звуки, чрезвычайно чистые, исполненные с большой смелостью и экспрессией".

Изменив конструкцию мундштука, Пунто добился безукоризненного исполнения легато на валторне. Один из современников валторниста писал: "Пунто мог играть одновременно две ноты, а иногда и целый аккорд. И его звук имел яркую серебряную окраску, чем не обладал ни один из его предшественников".

Музыканта придворной капеллы Валлерштейна Иоганна Туршмидта мы по праву можем назвать основателем валторновой династии: его брат, оба сына и внук были валторнистами. Наибольшее признание из этого рода получил старший сын Иоганна - Карл Туршмидт. Для этого блестящего валторнового семейства писали все композиторы капеллы Валлерштейна - Йозеф Рейха, Йозеф Фиала, Франц Покорни, Франц Витт. Только Антонио Розетти создал двадцать концертов для валторны, пять из которых написаны специально для Карла Туршмидта. Он был учеником известного нам Гампеля и вслед за ним продолжал усовершенствовать конструкцию валторны. Модель Туршмидта была предназначена для сольного исполнительства и получила название "Cor - Solo". За основу был взят принцип инвенционной валторны Гампеля.

Модель была выполнена известным французским инструментальным мастером Жозефом Pay приблизительно в 1780 году.

Первое упоминание о династии инструментальных мастеров Pay относится к 1685 году. Сохранилась модель "Corno de Chasse" с клеймом "Raoux, Париж, 1695".

Валторны с маркой "Raoux" производились около 250 лет. С 1778 по 1781 год фирма выпускает .серебряные валторны модели "Cor - Solo" с укрепленной мундштучной трубкой в строе "G", с набором кронов F, E, Es, D - это усовершенствованная версия инвенционной валторны Тампель -Вернер". На этих моделях играли Дж. Пунто и И. Туршмидт.

С 1790 года на валторнах появилось клеймо с монограммой LJR (Lucien Joseph Raoux). Ничего не известно о предках Pay, но в XVIII веке работали с 1759 Жозеф Pay (1730-?), с 1775 Люсьен Жозеф Pay (1753-1821), с 1821 Марсель Огюст Pay (1795-1871).

В XIX веке фирма дважды меняет владельцев, но сохраняет клеймо. В 1931 году фирму покупает Анри Селмер.

Модели фирмы "Raoux" считались одними из лучших и были признаны валторнистами-виртуозами трех веков. Среди них в XVIII веке - Пунто, Туршмидт, в XIX - Дювернуа, Домних, Допра, Галлэ, в XX веке Дэнис Брайн, выдающийся английский музыкант, играл на помповой серебряной валторне фирмы "Raoux".

Вторая половина XVIII века может считаться Великой эпохой развития валторны. Внимание и интерес к ней исполнителей непрерывно растет. Каждое новое поколение валторнистов пытается познать неповторимость звучания натуральной валторны и тайны мастерства исполнителей того времени.

Все, что происходило с валторной в эпоху Моцарта, стало классикой. А, как известно, классикой мы очищаемся...

По материалам журнала "Музыкальные инструменты".


Автор: Людмила Полех

комментировать »»
Ссылки по теме:
    -
    Начало
    Содержание журнала
    Мир музыки
    Музыкальное событие
    Фестивали, концерты, гранты
    Знакомьтесь, новые имена
    Биржа : из первых рук
    По вашим заявкам
    Музыкальный календарь
    Технические новинки
    Из жизни музыкантов
    Форум
    Поиск по сайту
    -
    -

    Из жизни музыкантов

    -
    МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА"
    Вячеслав Овчинников – «заброшенный золотой прииск» Документальная программа из цикла «Острова», которая выйдет в эфир 10 декабря в 21:25, посвящена творчеству композитора и дирижёра Вячеслава Овчинникова. К ЮБИЛЕЮ РОДИОНА ЩЕДРИНА К 75-летию Родиона Константиновича Щедрина телеканал «Культура» готовит премьер: 15 декабря в 18.35 смотрите оперу композитора для концертной сцены «Очарованный странник», 16 декабря в 18.35 в эфире телеканала – документальный фильм «Услышать голос Ангела своего…Родион Щедрин», а в 19.15 - прямая трансляция юбилейного концерта Щедрина из Большого зала Московской консерватории.

    подробнее »»
    -

    Мир музыки

    -
    «Русские сезоны» в Париже. Год 2007
    В 2007 году российские музыканты возобновляют традицию, заложенную великим импресарио. В рамках фестиваля «Crescendo» в парижском Театре Елисейских Полей проводятся концерты, на которых молодые музыканты из России исполнят произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. С 7 по 9 декабря в 18:00 смотрите трансляцию концертов в эфире телеканала «Культура». Ведущий – Святослав Бэлза.

    подробнее »»
    -

    Фестивали, концерты, гранты

    -
    ХIV Международный музыкально-художественный Фестиваль -конкурс искусств «Звуки и краски мира».
    Место проведения: Россия, г. Санкт - Петербург Время проведения:15-19 февраля 2008 г. Организаторы: Международный Культурный Фонд «Орфей» и Финский культурный центр "Lekka"(Финляндия) При поддержке: Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Правительства Ленинградской области, Союза концертных деятелей Российской Федерации

    подробнее »»
    -

    Музыкальное событие

    -
    ИТОГИ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНКУРСА ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ «ЩЕЛКУНЧИК»
    3 ноября в Московском международном Доме музыки прошел финал VIII Международного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Гран-при конкурса удостоен Даниил Беликов (ударные). В финале конкурса Даниил исполнял: Вивальди, Концерт №2 «Лето» (III часть «Летняя гроза») и «Чардаш» Монти.

    подробнее »»
    -

    Фестивали, концерты, гранты

    -
    Афиша на ноябрь 2007г.
    Некоторые музыкальные события ноября 2007г.

    подробнее »»
    - - - - -
    2005 © Журнал «Музыка для всех»
    Дизайн В. Филиппов
    Программирование Ю. Баландин
    -
    нотный архив |  энциклопедия музыки |  фонотека |  видеотека
    о проекте | веб-мастер | приглашаем
    -
    - - - - -