При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - www.musicforall.ru
-
Интернет-журнал Музыка для всех

календарь

-

 Декабрь 2007 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
-
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 1112 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            


анонс

АБОНЕМЕНТ №22. «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА». Вечер второй
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 25 декабря, вторник, 19.00 АБОНЕМЕНТ №22 «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА» Вечер второй Памяти композиторов Московской государственной консерватории


ДМИТРИЙ УШАКОВ
Концертный зал Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга 9 декабря 2007 года, 15.00 Лауреат Всероссийского конкурса органистов в Казани (2007) Главный органист Храма св. Людовика Французского в Москве Дмитрий Ушаков (Москва – Казань)


КОНЦЕРТ ”Ансамбля скрипачей” п/р Марты Кушнирской
Центральный дом Ученых Российской Академии наук, 17 декабря 2007 года, начало в 18.30. Международный союз музыкальных деятелей Представляет Лауреата Московского фестиваля ”Ансамбль скрипачей” п/р Марты Кушнирской.


ПРАЗДНОВАНИЕ 5-летия ДОМА МУЗЫКИ
14 декабря, 19.00 Светлановский зал ПРАЗДНОВАНИЕ 5-летия ДОМА МУЗЫКИ Национальный Филармонический Оркестр России Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Дирижёр – Владимир СПИВАКОВ Саймон ПРЕСТОН (орган), Великобритания Хибла ГЕРЗМАВА (сопрано) Камио МАЮКО (скрипка), Япония Денис МАЦУЕВ (фортепиано) Роберта ГАМБАРИНИ (джазовый вокал) Георгий ГАРАНЯН (саксофон) Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ (ударные ) Андрей ИВАНОВ (контрабас)


АБОНЕМЕНТ №26 .«СОЛИСТЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ». Вечер второй
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 29 ноября, четверг, 19.00 АБОНЕМЕНТ №26 «СОЛИСТЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ»» Художественный руководитель – Юрий Башмет Вечер второй PARADE (Музыка вокруг Жана Кокто)



Rambler's Top100           Rambler's Top100
           
-

Мир музыки

-
04:19 | 10 Августа 2006г.

Человек играющий.

Моя профессия - музыкант. Мне нравится играть на моём инструменте, слушать музыку, размышлять о ней. Меня интересуют сами музыканты, их инструменты и таинственная глубокая связь между ними. Меня чрезвычайно интересуют тайны музыкального звука, мне думается, что звук - это сущность, душа инструмента.

Игру на разных по голосу, красивых своими формами, разнообразных чудесных музыкальных инструментах почитаю волшебством, а людей, играющих на них. - волшебниками, наделенными особым даром говорить звуками, учить прекрасному и переносить слушателей в другие времена и пространства.

Профессия музыканта очень ответственная и занимает чрезвычайно важное и серьёзное место в общечеловеческой культуре. Обо всём этом мне сегодня хотелось бы поговорить с читателем. Естественно, мои краткие, возможно, прерывистые заметки абсолютно не претендуют на глубокое и широкое исследование. Эти записки я адресую тем, кто интересуется музыкой, проблемами музыкального исполнительства и кого захватывает

завораживает красивый выразительный Звук как в пении, так и в игре на музыкальных инструментах.

Профессиональное обучение музыке начинается обычно очень рано. Есть дети, которые, услышав какой-то инструмент, мечтают играть только на нем. Иногда выбор инструмента зависит от желания родителей или происходит по воле случая. Кто-то играет на своем инструменте всю жизнь, кто-то выбирает другой. Сознательная , сильная любовь к своему инструменту проявляется не у всех сразу. Бывают и случайные

встречи, которые заканчиваются ничем. Но, погружаясь постепенно в

глубины и красоты музыкальной науки, повзрослевшие музыканты уже в состоянии ответить на вопрос: "Ты любишь играть на скрипке (флейте, трубе)?". На процесс обучения влияют характер человека, мощь способностей, личность педагога и масса других обстоятельств. И вот позади консерватории, конкурсы, стажировки. Музыкант, наконец, проявляет свои пристрастия в музыке и к своему музыкальному инструменту - он становится индивидуален или, к сожалению, нет.

Есть разные категории музыкантов. Самая высшая, на мой взгляд, -это артисты, художники, самоотверженно преданные искусству, беспрерывно совершенствующие свое мастерство и заставляющие людей на своих концертах радоваться и плакать. Другая разновидность - музыканты-"карьеристы". Играют отлично, но любят лишь себя, и это "я - в искусстве" может сильно утомлять слушателя. Часто бывает, что у них посредственный звук и "деланные" эмоции, но души в игре не хватает. Третья категория - это фанатики своего инструмента. Больше любят инструмент, чем музыку. Естественно, все эти категории условны, смешанны. Но, бывает, встречаются и в чистом виде. Все вышесказанное обязательно определяет отношение к звуку, к его качеству и красоте, и, конечно же, влияет на интерпретацию исполняемого произведения.

Примерно к тридцати годам от артиста-профессионала, задав вопрос: "Любите ли Вы свой инструмент?", можно услышать различные ответы. Например:

а) Да, конечно, - дальше что-то любовное о музыке, о своем инструменте;

б) Да, конечно, а вообще я об этом не думаю, так как всю жизнь играю;

в) Конечно, но уже надоело, а ничего другого делать профессионально не умею, скорее бы в отпуск, домой, на рыбалку и т.д.

И опять все это оказывает определенное влияние на игру человека, включая звучание его инструмента, а игру эту с позитивной или негативной направленностью потребляет слушатель, находящийся в зале, и все, чем наполнена или не наполнена душа артиста, перекочевывает в душу к тому, кто хочет музыку слышать, чувствовать и запоминать. Это очень серьезный момент. И музыкант должен знать и помнить, что его душа общается с другими душами, и отвечать за те образы и мысли, которые он несёт в себе. Сильнее всего мысли передаются в зал слушателю через звук.

Взаимоотношения со своим инструментом можно условно поделить на деловые и дружеские, даже, скорее, любовные, напоминающие психологический союз - "человек и его любимая собака". Второе (дружеское расположение) мне понятнее, и, думается, нельзя заставить инструмент играть хорошо, не понимая его особую, присущую только ему сущность. Не инструмент к себе приспосабливать, а себя к данному инструменту необходимо приблизить, к его особенностям, почувствовать его. Лошадь может лягнуть, собака укусить за неумелое или насильственное отношение, а инструмент? Он молчит. В неумелых, неласковых руках он не проявляет полноты своих возможностей. И горе-игрок восклицает: "Плохой инструмент, фальшивый!". Инструмент бросают, он пылится на складе, но еще хуже, когда его начинают корежить, "совершенствовать", и он становится калекой. Плохой музыкант довел свой инструмент до своего уровня. Печальная, очень грустная картина.

Часто так ведут себя с инструментами фанатики. Они много знают о своем инструменте и его месте в музыке, но гонятся за "идеальным инструментом". Часто меняют инструменты, квазиулучшают, но... Эти люди напоминают коллекционеров: "Хочу иметь!" Но любят ли они своего друга? По моему мнению, путь серьезных занятий перспективнее. Мне больше импонируют те музыканты, которые изучают инструмент, собирают о нем исторические данные, коллекционируют картинки с изображением своих любимцев, стихи, где упоминаются их инструменты и т.д. и т.п. Здесь отношения совсем как у людей, которые любят друг друга. Пусть будет больше таких инструменталистов, которые любят свой инструмент живой любовью.

Игра на музыкальном инструменте многогранна и включает как профессиональные навыки (работу со звуком, над техникой, умение выразить музыкальную мысль), так и познание музыкальных дисциплин и изучение других искусств. И все это для того, чтобы красиво и выразительно играть.

На мой взгляд, главные составные части искусства игры на музыкальных инструментах таковы:

1. умение передать художественный замысел исполняемого произведения;

2. владение ритмом;

3. владение звуком;

4. владение разными видами техники.

Мой инструмент - флейта, и проблемы звука, как важнейшего средства музыкально-художественной выразительности, чрезвычайно волнуют меня, так как игра на духовом инструменте без хорошего красивого звука кажется мне недоразумением, нонсенсом. Педагоги знают, что труднее всего обучить красивому звуку; вернее, почти невозможно из-за того, что звук, тембр всегда окрашивается душой ученика. Мало преподать азы звукоизвлечения, надо, чтобы у обучаемого была "певучая" и светлая душа.

Звук, как и его обладатель, человек. - индивидуален и неповторим.

Обратите внимание, есть педагоги, у которых все ученики играют одинаковым звуком (чаще всего похожим на звук учителя). Закрой глаза и не отличишь "Васю" от "Пети". Достойно сожаления то. что в угоду методике или из-за равнодушия некоторые педагоги лишают человека его звука, а по моему разумению, его собственного лица, его души. И учится такой человек, не чувствуя себя, не зная своего звука, своих творческих возможностей. Копирует бессмысленно звук, чужую интерпретацию и становится музыкальным зомби. Его лишили сущности, неповторимости, забрали душу и характер. По-моему, это страшно, так как ломает человека, а порой и его жизнь.

А ведь педагог призван раскрыть индивидуальность каждого ученика; что-то усилить, что-то убрать, выпестовать новое дарование, а не клонировать в учениках себя. Нельзя обращаться с талантом другого, как со своей собственностью. Любой талант, большой и малый, музыкальный и педагогический - это дар Божий, и если этот дар используют плохо, то его могут и отнять... Давайте беречь свой талант и уважать таланты наших собратьев.

Возвращаясь к культуре звучания музыкальных инструментов, хотелось бы упомянуть требования, которые определяют качество звука:

- чистота (без посторонних призвуков);

- интонация, устойчивая во всех регистрах;

- полнота;

- мягкость;

- певучесть;

- плотность во всех регистрах;

- богатство динамических оттенков;

- разнообразие тембров.

На духовом инструменте надо, скорее, петь, чем играть. И певцы, и духовики-исполнители извлекают звуки при помощи дыхания, но окрашивает звук только сердце артиста.

У человека поющего есть одно важное преимущество перед человеком играющим: он доносит свои чувства и мысли не только через звук, но и через слово. Сколь же ярка и ясна должна быть выразительность инструмента, чтобы слушателю без слов была понятна музыкальная идея, которую вместе с композитором несет в дар людям музыкант. Не один, конечно, звук участвует в этом музыкальном приношении. Музыкант с детства привык и любит заниматься гаммами, упражнениями, без устали разучивает и шлифует пьесы, оркестровые партии, проделывая это с большим интересом и энтузиазмом. Но все это мертво без красивого звука. Надо любить звук, как, вероятно, любили его первые на земле музыканты, потрясенные и счастливые получением звука от вдувания воздуха в полую косточку или раковину, от перестукивания одной палочкой о другую.

Извлечение звука на любом инструменте мне кажется таинством захватывающим, чарующим и волшебным. К своему инструменту - флейте - отношусь как к одушевленному существу: берегу, ухаживаю, лечу у мастера и с удовольствием занимаюсь дома. Впрочем, уверена, что большинство профессионалов так и поступают. Если любишь свой инструмент, то игра длинных нот, всяческих упражнений и гамм - чрезвычайно увлекательное, полностью поглощающее тебя занятие. Иногда мне кажется, что флейта - это живое существо, понимающее и чувствующее меня. У старинных скрипок были имена, названия, у современных духовых инструментов - номера, но даже инструменты с рядом идущими номерами различаются душой и характером.

Для меня несомненна мистическая связь человека с музыкальным инструментом. Также существует взаимовлияние "человек - инструмент" и "инструмент - человек". Инструмент может открыться человеку, а может и закрыться от него. Бывает, что человек, лишившись любимого инструмента, заболевает, испытывает длительный стресс и чувствует тоску по утраченному инструменту очень долго, если не получает достойной замены, то и всю жизнь.

В жизни человечества роль искусства и, в частности, музыки очень велика и бесценна. Выразительная игра музыканта приносит огромную радость людям, помогает им жить, врачует раны, отвлекает от боли, заставляет думать. Через музыканта, как через медиума, композиторы разных времён и стран общаются со слушателями. Связь "слушатель - музыкант" неразрывна, но в ходе музыкального процесса исполнитель проявляет больше активности ответственности, что призывает его беспрестанно трудиться, расширять и углублять свои знания, совершенствовать свои дарования. Это бесконечное движение вперёд невозможно без любви к своему инструменту.

Любите свой инструмент, и это откроет вам его богатство и богатства музыки! И вы - человек играющий - через волшебные звуки своего инструмента передадите все эти богатства слушателю. И возникнет замечательный союз, единение людей через музыку. По-моему, мы подошли к финалу. К финалу 9-й симфонии Бетховена! Какое замечательное высокое сообщество: Бетховен, Шиллер, дирижер, люди поющие, люди играющие, люди слушающие... Миллионы объединились! И все это волшебство - музыка!


Автор: Ирина Лозбенъ, дипломант Международного конкурса флейтистов в Париже,солистка симфонигеского оркестра Государственной Академигеской симфонигеской капеллы России под управлением В. Полянского, Заслуженная артистка России

комментировать »»
Ссылки по теме:
    -
    Начало
    Содержание журнала
    Мир музыки
    Музыкальное событие
    Фестивали, концерты, гранты
    Знакомьтесь, новые имена
    Биржа : из первых рук
    По вашим заявкам
    Музыкальный календарь
    Технические новинки
    Из жизни музыкантов
    Форум
    Поиск по сайту
    -
    -

    Из жизни музыкантов

    -
    МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА"
    Вячеслав Овчинников – «заброшенный золотой прииск» Документальная программа из цикла «Острова», которая выйдет в эфир 10 декабря в 21:25, посвящена творчеству композитора и дирижёра Вячеслава Овчинникова. К ЮБИЛЕЮ РОДИОНА ЩЕДРИНА К 75-летию Родиона Константиновича Щедрина телеканал «Культура» готовит премьер: 15 декабря в 18.35 смотрите оперу композитора для концертной сцены «Очарованный странник», 16 декабря в 18.35 в эфире телеканала – документальный фильм «Услышать голос Ангела своего…Родион Щедрин», а в 19.15 - прямая трансляция юбилейного концерта Щедрина из Большого зала Московской консерватории.

    подробнее »»
    -

    Мир музыки

    -
    «Русские сезоны» в Париже. Год 2007
    В 2007 году российские музыканты возобновляют традицию, заложенную великим импресарио. В рамках фестиваля «Crescendo» в парижском Театре Елисейских Полей проводятся концерты, на которых молодые музыканты из России исполнят произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. С 7 по 9 декабря в 18:00 смотрите трансляцию концертов в эфире телеканала «Культура». Ведущий – Святослав Бэлза.

    подробнее »»
    -

    Фестивали, концерты, гранты

    -
    ХIV Международный музыкально-художественный Фестиваль -конкурс искусств «Звуки и краски мира».
    Место проведения: Россия, г. Санкт - Петербург Время проведения:15-19 февраля 2008 г. Организаторы: Международный Культурный Фонд «Орфей» и Финский культурный центр "Lekka"(Финляндия) При поддержке: Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Правительства Ленинградской области, Союза концертных деятелей Российской Федерации

    подробнее »»
    -

    Музыкальное событие

    -
    ИТОГИ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНКУРСА ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ «ЩЕЛКУНЧИК»
    3 ноября в Московском международном Доме музыки прошел финал VIII Международного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Гран-при конкурса удостоен Даниил Беликов (ударные). В финале конкурса Даниил исполнял: Вивальди, Концерт №2 «Лето» (III часть «Летняя гроза») и «Чардаш» Монти.

    подробнее »»
    -

    Фестивали, концерты, гранты

    -
    Афиша на ноябрь 2007г.
    Некоторые музыкальные события ноября 2007г.

    подробнее »»
    - - - - -
    2005 © Журнал «Музыка для всех»
    Дизайн В. Филиппов
    Программирование Ю. Баландин
    -
    нотный архив |  энциклопедия музыки |  фонотека |  видеотека
    о проекте | веб-мастер | приглашаем
    -
    - - - - -