При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - www.musicforall.ru
-
Интернет-журнал Музыка для всех

календарь

-

 Декабрь 2007 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
-
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 1112 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            


анонс

АБОНЕМЕНТ №22. «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА». Вечер второй
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 25 декабря, вторник, 19.00 АБОНЕМЕНТ №22 «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА» Вечер второй Памяти композиторов Московской государственной консерватории


ДМИТРИЙ УШАКОВ
Концертный зал Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга 9 декабря 2007 года, 15.00 Лауреат Всероссийского конкурса органистов в Казани (2007) Главный органист Храма св. Людовика Французского в Москве Дмитрий Ушаков (Москва – Казань)


КОНЦЕРТ ”Ансамбля скрипачей” п/р Марты Кушнирской
Центральный дом Ученых Российской Академии наук, 17 декабря 2007 года, начало в 18.30. Международный союз музыкальных деятелей Представляет Лауреата Московского фестиваля ”Ансамбль скрипачей” п/р Марты Кушнирской.


ПРАЗДНОВАНИЕ 5-летия ДОМА МУЗЫКИ
14 декабря, 19.00 Светлановский зал ПРАЗДНОВАНИЕ 5-летия ДОМА МУЗЫКИ Национальный Филармонический Оркестр России Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Дирижёр – Владимир СПИВАКОВ Саймон ПРЕСТОН (орган), Великобритания Хибла ГЕРЗМАВА (сопрано) Камио МАЮКО (скрипка), Япония Денис МАЦУЕВ (фортепиано) Роберта ГАМБАРИНИ (джазовый вокал) Георгий ГАРАНЯН (саксофон) Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ (ударные ) Андрей ИВАНОВ (контрабас)


АБОНЕМЕНТ №26 .«СОЛИСТЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ». Вечер второй
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ 29 ноября, четверг, 19.00 АБОНЕМЕНТ №26 «СОЛИСТЫ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ «СОЛИСТЫ МОСКВЫ»» Художественный руководитель – Юрий Башмет Вечер второй PARADE (Музыка вокруг Жана Кокто)



Rambler's Top100           Rambler's Top100
           
-

Мир музыки

-
Инновационные методы в музыкальном образовании 10:57 | 9 Мая 2006г.

Инновационные методы в музыкальном образовании

Интервью со Смирновой Т.И.

Татьяна Ивановна Смирнова – более 30 лет разрабатывает инновационные подходы к обучению детей младшего и школьного возраста, ориентированные на развитие личности ребенка, построенные на раскрытии заложенного в детях потенциала. На своих занятиях автор использует системный подход, который позволяет комплексно подойти к воспитанию личности ребенка, учесть сильные и слабые стороны, его характер, таланты, предрасположенности, особенности воспитания ребенка в семье. С точки зрения Смирновой все дети талантливы, но для их раскрытия необходимо тонко и глубоко чувствовать ребенка и создавать комфортную, развивающую среду.

Татьяна Смирнова является методологом «Центра музыкального образования Татьяны Смирновой» автором «Интенсивного метода преподавания фортепиано», автор и составитель Программы Класс по фортепиано рекомендованной Министерством культуры РФ, «Интенсивного курса по фортепиано. Учебного пособия ALLEGRO», автор программы для дошкольников «Развитие личности посредством искусства», автор книги «Воспитание искусством или искусство воспитания». Татьяна Смирнова регулярно проводит областные и краевые курсы повышения квалификации и семинарские занятия в разных регионах России и странах СНГ.

- Татьяна Ивановна, как появилась идея разработать свой метод обучения?

Знаете, я до сих пор вспоминаю волнения перед первым своим уроком. Я окончила институт, и то, что казалось таким далёким, как-то неожиданно стало завтрашним днём. Приближался сентябрь, а значит, скоро должна была состояться встреча с моими первыми учениками. В душе - полное смятение: чему, а главное, как я буду учить их. Тогда я в очередной раз взяла в руки книгу Г. Нейгауза "Об искусстве фортепианной игры" и прочитала ранее отмеченные мною слова: "Задача преподавателя - укрепить и развить талантливость ученика, а не только научить его "хорошо играть", то есть сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким». Продолжать не буду.

После окончания института, я стала преподавать фортепиано. Родители, которые приводили ко мне детей, рассказывали, что и сами они когда-то учились в музыкальной школе, но потом к инструменту не подходили или бросали играть еще во время учебы.

Я задумалась, а как учили меня. Все мои музыкальные наклонности, которые проявились в пятилетнем возрасте до начала занятий музыкой, - живость, игра (а мне хотелось сочинять сказки, озвучивать их на фортепиано) - оказались невостребованными. Мне предложили разучивать пьесы по нотам. Я стала быстро терять интерес к фортепиано, хотя очень любила музыку. Тогда закончилась радость от общения с инструментом, и начались занятия из-под палки и «борьба со стрелками часов», которые так медленно отсчитывали положенные 60 минут домашних занятий.

Теперь, став преподавателем музыки, я внимательно отношусь к желаниям и стремлениям детей играть и творить. Когда я начинала преподавательскую деятельность, вела кружок, у меня не было методического руководства, поэтому я могла экспериментировать. Главной моей задачей стало сделать так, чтобы ученику было приятно, увлекательно и интересно играть на фортепиано. Мне хотелось сделать для детей занятия музыкой увлечением. Сделать так, чтобы обучение проходило увлекательно, чтобы выполнение домашнего задания происходило не за отметку или из страха, а как приятное занятие, как досуг, или как отдых, чтобы домашние занятия воспринимались ни как задания, а как увлекательный процесс, такой же интересный, как игра в игрушки, или чтение книг. Идею интересного, увлекательного, важного с точки зрения развития личности, обучения мы взяли как базовую при создании Центра музыкального образования Татьяны Смирновой (www.allegromusic.ru)

- А какая разница между занятием и увлечением?

Музыка должна приносить ребенку удовольствие. Важно понять, что именно приносит нам удовольствие. Согласитесь, всем больше нравится, когда помогают, а не заставляют что-то делать. Первая моя задача состояла в том, чтобы сделать так, чтобы ребенок стал воспринимать занятия музыкой как свое дело, свою задачу. Педагогу в этом случае отводится роль помощника. Например, когда ученик впервые приходит ко мне на занятия, я спрашиваю, какова его цель, какая у него задача. Конечно, я помогаю ее сформулировать, но ученик должен обязательно сам обозначить, чего он хочет, то есть импульс и желание заниматься должны исходить от него. Когда ученик определяет, что он хочет, я говорю: «Хорошо, я помогу тебе».

- А ребенок может определить свою задачу, если он никогда не играл на фортепиано?

Есть один важный момент: дело в том, что занятия нужно начинать, когда у ребенка сформирована готовность играть на фортепиано. Нейгауз говорил: «Ребенок должен подойти к инструменту уже готовый играть».

- Существует ли разница, какой у ребенка возраст?

Часто детей обучают, не учитывая их возрастные особенности. Их начинают учить по единой для всех программе, заставляя выполнять требования по шаблону. С ними выстукивают ритмы, складывают нотки, учат запоминать, на какой линеечке расположена нотка «соль» и на какой - нота «до», их учат сольфеджировать. С моей точки зрения, для ребенка младшего возраста, я говорю о детях от трех до шести лет, это слишком сложная задача. Ребенка в два года не учат читать. Он еще не может работать со знаками, будь то буквы или нотный текст. Он не может писать мелким почерком, зато может рисовать на ватмане. Возникает вопрос, а чем же заниматься с малышами.

Обычно в этом возрасте ребенка знакомят с простой музыкой: детскими песенками, несложными мелодиями. А я считаю, что с детьми этого возраста надо слушать классическую музыку. Дело в том, что именно в этом возрасте они особенно легко слушают и воспринимают симфоническую музыку. На занятиях с детьми мы слушаем музыку Вивальди, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Стравинского, Рахманинова, Бетховена, Моцарта, Верди – этот список можно продолжать бесконечно.

- Почему вы рекомендуете начинать именно с классической музыки?

На классической музыке детей можно учить слышать и сопереживать, в этом случае музыка становиться понятной, простой и такой же естественной и привычной, как, например, воздух, которым все мы дышим и не замечаем. В раннем дошкольном возрасте важно начинать с развития эмоционального мира ребенка, развития через игру его артистических и актерских способностей. Это очень подходящий период, когда ребенок входит в любую игру, образы, одушевляет любые предметы и вообще живет игрой. Иногда мы об этом забываем и погружаем его в мир логики (музыкальной теории) или занимаемся хоровым пением. А в этом возрасте у ребенка слишком маленький голосовой диапазон, и нет координации голоса. С моей точки зрения, самое важное в возрасте двух-пяти лет развивать слух и полифоническое восприятие симфонической музыки.

- Почему эмоциональное постижение классической музыки способствует более эффективному обучению?

Для развития глубокого понимания классической музыки я использую различные приемы: например, сказки, которые позволяют сопереживать, развивать и обогащать в ребенке эмоциональный мир. Для нас очевидно, что пианист никогда не будет великим, если у него не развита чувственная и эмоциональная сфера. Вообще, нет человека в искусстве, у которого логика была бы доминирующей. Я убеждена, что если человек не умеет тонко чувствовать, глубоко сопереживать, то он не может состояться как талантливый исполнитель.

Дети, которые занимаются у меня, талантливы и успешны, если так можно выразиться, в любом искусстве. Если начинают заниматься балетом, они прекрасно танцуют, именно за счет того, что у них великолепно развита способность к сопереживанию. Они интереснее и ярче других детей в занятиях по живописи, за счет того, что у них развита эмоционально-образная сфера.

Фортепиано – это тоже движение: пальцы должны двигаться в соответствии с порывами души, в соответствии с эмоциональным состоянием, тогда они по-другому играют на инструменте. А если идти от логики, то игра получается формальной. Если нет ощущений, которые рождают эмоции, то это не музыка, – это просто звуки, такие же, как скрежет по стеклу или гул мотора. С детьми мы не прослушиваем и не проходим, а проживаем различные произведение классики, и именно поэтому, к моменту начала занятий на фортепиано, дети, настолько глубоко понимают музыку, что у них появляется колоссальное желание играть.

А так как они слушают симфоническую музыку, где представлены разные инструменты, они могут выбрать тот инструмент, который им подходит в большей степени. Я говорю о вибрации инструмента, которая должна совпадать с внутренней вибрацией тела. Дети это чувствуют. Ребенок выбирает тот инструмент, который близок к его биологической сути. Помимо вибрации должно быть совпадение с характером инструмента, классификация характеров инструмента похожа на классификацию человеческих характеров. Важно то, что дети привыкли, слушая музыку, быть не слушателями, они привыкли быть участниками, они играют в музыку, у них рождаются образы, они глубоко переживают происходящее; в момент прослушивания у них идет активное созидание в субъективном мире, и все эти эмоции и положительные переживания легко перевести в игру на инструменте. И поэтому, я подчеркиваю, подобную «игру» очень легко перевести в игру на инструменте. На занятиях, которые проходят в Центре музыкального образования Татьяны Смирновой мы даем детям не только классическую музыку, но и джазовую, и вокальную, и поем с ними романсы Рахманинова, в удобной для них тиситуре, и все это способствует тому, что у них появляется сильное желание играть на фортепиано.

- Какие рекомендации вы можете дать преподавателям для проведения занятиях по фортепиано?

В первую очередь, учитель должен предлагать помощь, соучастие, создавать такую атмосферу, чтобы у ребенка было желание пробовать. Учитель должен дать ученику понять, что тот все может самостоятельно и что у него все получится. Не нужно ставить отметки или как-то оценивать игру. К каждому ребенку необходимо подобрать индивидуальный подход. Поясню, что я имею в виду: учитель должен подбирать задания в соответствии с желаниями и способностями ребенка. Например, если у ребенка развит музыкальный слух, то ему легче играть, подбирая музыку самостоятельно. Значит, начать обучение лучше именно с этого. Если у него не развит слух, то ему легче играть по нотам, и тогда мы начинаем играть по нотам, но моей задачей становиться развитие его слуха. Мои уроки никогда не похожи один на другой, хотя программа, по которой я работаю – одна. Освоить подобный индивидуальный подход несложно, этому я обучаю педагогов на курсах.

- С какими трудностями может столкнуться педагог, работая по вашей системе?

Иногда дети приходят на занятия по фортепиано неподготовленными, а игра требует усидчивости. Но дети не должны расстраиваться, если что-то не получается. В этом случае я провожу тренинг для детей на усидчивость, на умение получать радость от того, что делаешь. Не смотря на то, что многие упражнения нужно повторять по многу раз. Я учу их радоваться процессу, а не результату. В занятиях на фортепиано это очень важно, потому что ребенок постоянно находится в процессе освоения, изучения произведения. Сколько сил уходит на совершенствование, а результатом ученик бывает доволен не всегда, вот почему так важно сделать акцент на наслаждении процессом. Бернштейн говорил о «повторении, которое не повторение», то есть, нужно пробовать все время по-разному, по-новому, все лучше и лучше, глубже и глубже, переживать процесс игры в полной мере. В этом случае не будет ни одного похожего мгновения, все время будет интересно.

- Из ваших слов понятно, что в первую очередь, для достижения результата, нужно объяснить ребенку, что от игры на фортепиано можно получать удовольствие. Можно ли этому научить?

Радость от процесса возможна, когда ученик находится в состоянии творчества и игры. Удовольствие от разучивания пьесы возможно, когда ученик эмоционально включен. Когда для него это живой процесс создания, а не пустое намерение «задолбить» или заучить. Поэтому знакомство с новой пьесой, пока ученик ее еще только «ковыряет», уже начинается с эмоций. Он начинает чувствовать музыку, и воображение дорисовывает недостающее: вот ему уже кажется, что она звучит намного лучше, чем есть на самом деле, и удовольствия от этого становиться больше и больше. Приведу пример из другой сферы: так маленький ребенок, играя в песочнице, может строить и 10, и 20 куличиков и ему это повторение нравится, потому что это игра - в его воображении рисуются замки и крепости. Так же и в разучивании пьесы: если ребенок эмоционально включен в этот процесс, то, как и песочный замок, он может строить его длительное время, получая удовольствие. Важно то, что при этом в его воображении должна звучать не только пьеса, а строится целый мир. Вот тогда идет серьезная, глубокая работа на результат. Но акцент стоит на процессе, ребенок получает удовольствие от процесса исполнения. Игра не должна быть формальной, ученик не должен просто «выдалбливать», или просто правильно играть по нотам. Задача преподавателя объяснить ученику, что сразу может и не получаться. С детьми трех, четырех лет я играю в игру, которая позволяет это понять. Мы мысленно проделываем различные действия, например, печем блины, и сравниваем с тем, как это делает мама. Я говорю детям, «что мама же не плачет, что насыпала муку в кастрюльку, а блинов еще нет. Она понимает, что надо продолжать. Она наливает в кастрюльку воду и тоже не плачет, что блинов пока еще нет». Дети понимают, что мама находится в процессе и что существуют этапы: первый этап – разобрать пьесу, второй – сделать гармонический анализ, третий этап - достать сковородку, четвертый налить масло, пятый - понять интонацию мелодии. И от каждого этапа ребенок получает удовольствие.

- Этот процесс можно назвать развитием мотивации, вы согласны? Как можно развить мотивацию ребенка в преодолении трудностей и прохождения этапов?

В моей методике есть приемы, которые позволяют разучивать произведения гораздо быстрее. Возьмем, например разбор текста: дети легко и быстро начинают читать с листа за счет использования метода графического восприятия нотного текста. Подобная методика существует и в общеобразовательной школе, когда ребенка учат читать не буквами, а словами. Благодаря другим методам, ученики легко запоминают текст наизусть. Я снова хочу отметить, что моя задача состоит в том, чтобы ребенок получал удовольствие от игры на инструменте. Самое большое удовольствие ребенок получает не в тот момент, когда разбирает нотный текст, и не учит его, а когда создает свою собственную интерпретацию, то есть работает над выразительностью исполнения, работает над интонацией, над качеством звука. Когда ученик продумывает, или, точнее, старается прочувствовать, как ему сыграть пьесу, в этот момент может быть задействовано наибольшее количество эмоциональных состояний. От чего мы получаем удовольствие в жизни? От количества и качества пережитых нами чувств.

- Из ваших слов становится понятно, что многие процессы в обучении при использовании вашей методики проходят более плавно и быстро. Что именно позволяет интенсифицировать ваша методика?

В своей методике я интенсифицировала следующие этапы: чтение с листа, запоминание текста, выучивание его наизусть, гармонический анализ. Теперь эти этапы ребенок может проходить в 10 раз быстрее, чем, занимаясь по обычной, т.е. неинтенсивной методике обучения.

Я вспоминаю, как меня учили в школе. Три урока я разбираю пьесу, затем два месяца учу ее наизусть, затем начинаю работать над качеством звука, выразительностью, над нюансами.

В своей методике я иду другим путем. Ученик разбирает пьесу с листа, затем он делает анализ этой пьесы, и благодаря тому, что у него развита память (знает механизмы запоминания), он начинает играть ее наизусть уже через два урока.

И вот мы подходим к важном моменту, о котором я говорила раньше: ученик начинает получать удовольствие от работы над интерпретацией пьесы. И уже в процессе выразительного исполнения он ее доучивает, и она входит «в пальцы». Работа над пьесой происходит одновременно по всем перечисленным мною выше аспектам, и именно это позволяет ученику ощутить удовольствие в полной мере. Работая над пьесой, он продолжает открывать ее для тебя с новой и с новой стороны. Когда ребенок знаком с пьесой, то уже может моделировать ее, то есть что-то изменять и в этом тоже состоит удовольствие.

Приведу пример: когда ребенок берет новый предмет, игрушку, то сначала он ее изучает, а потом уже может с ней играть. Если ребенок не понимает, что с ней делать, то игрушка для него неинтересна. Можно дать ему машинку, но если он не умеет в нее играть, то он и не станет, а лишь посмотрит, бросит и убежит.

Точно так же и с пьесой: ребенок в нее играет. В своей методике я учу ребенка превращать работу над пьесой в игру. В подготовительной группе мы учимся играть в музыку, все танцевальные импровизации у нас – это игра в музыку. Ребенок слышит музыку, создает некий образ, который может отличаться раз от раза. Я учу их видеть одно и тоже по-разному, придавать одной вещи новые значения. Ведь настоящий пианист, играя одну и ту же пьесу, разнообразит интерпретации, каждый раз он творит пьесу заново.

- Какие еще важные принципы существуют в методике интенсивного обучения?

Играя пьесу, ученик должен иметь представление, из чего она состоит. Он должен понимать, что музыка состоит из мелодии, гармонии, аккордов; он должен понимать, что музыка – это четкая система, как математика, с логическими законами. Изучая музыку, с самого начала нужно знать, что доминанта разрешается в тонику, а не наоборот, и важно узнать об этом в начале обучения, а не в старших классах, когда ты уже играешь сложные пьесы. Теорию нужно давать обязательно, и делать это нужно в самом начале обучения. В этом нет противоречия с «эмоциональным подходом», назовем его так. Например, если звучит доминанта, то мелодия остается всегда незавершенной, доминанта – это как бы вопрос, а тоника – это ответ. Напряжение или расслабление в музыке – это все четкие законы.

- Но все же на первых порах не стоит загружать ребенка теорией. Какие базовые знания из теории должен получить маленький ученик, чтобы он мог хорошо играть?

Ребенок начинает играть с простых пьес, поэтому и объем теории я даю небольшой: ровно столько, сколько нужно для освоения пьесы. Но гармонический анализ мы делаем с первой пьесы. Детям я объясняю так: «Почему в пьесе в басу стоит одна нота «фа»? Потому что мы играем в этой тональности, поэтому основной тон будет «фа», а помогать ему будут два других тона – «доминанта» и «субдоминанта». Я привожу в пример простые пьесы, пьесы, с которых мы обычно начинаем обучение. К примеру, если в пьесе стоит вторая или шестая ступень – это тоже необходимо объяснить ребенку. Он должен понимать, что звучит в правой руке и что в левой руке, как мелодия соотноситься с гармонической поддержкой. Теория возникает сразу, как только начинает звучать музыка, то есть теорию мы проходим уже на первом уроке, но мы не занимаемся теоретизированием, теория объясняет то, что мы играем. Причем важно не давать ученику слишком много терминов. В терминах ребенок может запутаться, он будет думать, как называется, а не как звучит. О том, как именно можно просто объяснять теорию, я очень подробно рассказываю на курсах.

- Объединяете ли вы разные предметы на уроках фортепиано?

Когда я ходила в музыкальную школу, где мне на теоретических предметах давали материал, и я делала разные задания, я понимала, что все это не помогало мне в игре на фортепиано, потому что теоретический и практический материал различался. Например, я учила пьесу Чайковского, а на музыкальной литературе мне рассказывали о Глинке, а на сольфеджио мы проходили что-то, что мне тоже не помогало, и ни на каком предмете мне не рассказывали про сочинение и импровизацию. На сольфеджио ученику рассказывают, как строить аккорды, а на фортепиано он не занимается их построением, он просто играет по нотам. В итоге, ученик не соотносит эти предметы.

Давайте вспомним, как раньше учили музыке. Не было такого количества предметов, преподавателей. Был один учитель, который учил всему. Интенсификация обучения происходит за счет того, что, разучивая пьесу, ученик изучает и гармонию, и полифонию, и фактуру. Благодаря практической теории пьеса дается ученику намного легче, потому что он понимает, из чего она «сделана». А, поняв, из чего она состоит, ученик может импровизировать. В итоге ученик разучивает пьесу в несколько раз быстрее и осваивает принцип, при помощи которого он может создавать подобные произведения самостоятельно. Подобный подход развивает ребенка как музыканта, как творца, как композитора, как импровизатора. Он понимает закономерности игры на фортепиано, саму «структуру» музыки. За счет этого пьесы учатся очень быстро, осваиваются гармония и теория музыки. Необходимо соединить все предметы и показать принципы на одном произведении. Когда разучивается следующее произведение, ученик уже все понимает, потому что музыка – это четкая система, где схожим образом устроены все произведения.

- Как можно совместить различные направления на одном уроке?

Преподаватель значительное количество времени на уроке тратит на разбор и разучивание пьесы, потому что порой хочет сделать что-то как бы за ребенка. Преподаватель проверяет ошибки, которые ребенок может и не делать, если у него развит слух. И получается, что время урока использовано не эффективно. Если ребенок сам способен контролировать свою игру, у преподавателя появляется время заниматься более важными вещами. Он может не разучивать с ребенком пьесу по такту, а переложить на гармоническую сетку пьесы, и ребенок может попробовать сочинить что-нибудь самостоятельно. Получается, что ученик пробует заниматься импровизацией на уроке, и в этом ему действительно нужна помощь преподавателя, а разобрать пьесу ученик вполне может самостоятельно.

Преподаватели рассказывают, что за время урока они лишь успевают прослушать домашние задание. Если ребенок заинтересован, то он учит пьесы дома с полным погружением, и это дает ему возможность выучивать быстрее. Своих учеников я обычно прошу сыграть только те места в произведениях, которые у них плохо получаются. Система проверок с оценкой домашней работы провоцирует ученика показывать только то, что получается хорошо. Если педагог общается с учеником в залоге сотрудничества, ребенок не боится педагога, он посещает занятия с желанием, осознавая, что может рассчитывать на помощь и поддержку. Важно освободить время на уроке, большая часть которого уходит не на развитие музыкальных способностей ребенка, а на разбор вместе с учеником пьесы, на ее разучивание, проставление знаков, счет ритмов.

Чтобы интенсифицировать процесс, важно дать ученику основополагающие принципы, на основании которых строиться вся музыка. Ученик должен знать, что длительностей, например, так же мало как нот. Аккорды строятся просто через клавишу, и, запомнив звукоряд через клавишу из семи нот, можно понять, как строятся все аккорды. Ученик играет пьесу и смотрит разновидность аккордов. Оказывается, если поставить диез, то получается мажорный аккорд, а если добавить еще один звук, то получается септ аккорд. Зная это, ученик двигается по программе гораздо быстрее. Например, своим ученикам я даю звукоряд через клавишу и звукоряд постепенный. Звукоряд через клавишу – это вся гармония. На первом уроке ребенок знает все аккорды, он может построить мажор и минор от любой клавиши, а потом ему нужно показать соотношения - первая, четвертая, пятая ступени - основные функции лада. Если ученик взял тоническое трезвучие, то субдоминанта под вторым пальчиком, а доминанта – под первым. И ученик может сыграть основные функции лада во всех тональностях, а значит, может сыграть любую детскую песню или мелодию во всех тональностях двумя руками. Это развивает гармонический слух, и означает, что ученик может подбирать практически любую музыку, подбирать двумя руками. Это то, чем не всегда владеют выпускники музыкальных училищ, потому что они играли по нотам и мало играли по слуху.

- Да, вы правы. Иногда игра по нотам превращается в бездумное занятие, похожее на набор текста на компьютере: увидел букву, перенес, не осознавая, в удар по клавише.

Так и есть. Машинистка, которая печатает чужие диссертации, не понимает, о чем написан текст, в момент набора она может слушать радио и при этом печатать без единой ошибки. Значит ребенок, разучивая этюд на фортепиано, проигрывая его по пятнадцать раз, может думать о чем угодно, его голова может быть свободна, потому что работает его зрение. То, что он видит, он соотносит с рукой автоматически, не осознавая. А ребенок должен слышать и сопереживать. Вот к чему может приводить бездумная игра по нотам. Это надо учитывать: если ребенку не очень хочется играть, то он будет формально нажимать на клавиши, создавая иллюзию осмысленной игры, а сам при этом мысленно может быть, где угодно, например, во дворе с ребятами играть в футбол.

Основной принцип интенсивного метода состоит в том, что ребенок каждую секунду занят тем, что он делает, он осваивает очень важное умение – думать о том, что делает. Это позволяет избежать большого количества ошибок, существенно повысить качество выполняемой работы. Когда мои дети с подготовительных занятий идут в школу, они очень хорошо учатся, потому что действительно присутствуют на уроке, не только телом, но умом. Для этого существуют специальные упражнения, развивающие определенные навыки: например, как научиться думать о том, что делаешь, и получать от дела удовольствие. Ученик может быть сосредоточенным и внимательным, если он получает удовольствие от того, что делает.

- Получается, что в вашей методике важный акцент ставиться на интересе ученика к занятиям.

Да, но есть еще один важный момент. Очень часто детей развлекают, стараясь увлечь предметом, и тогда для них «развлекание» становиться интереснее самого предмета. Истинный талант педагога состоит в том, чтобы делать интересным сам предмет. Ребенку интересно смотреть на куклу, которая «принесла» ноту соль, но ему не интересна сама нота соль. Я не использую наглядные пособия, потому что есть нота соль, именно на ней надо сосредоточиться и именно она должна быть интересна. Ее надо услышать, спеть, сыграть. Так может появиться интерес к предмету, а не к кукле. И тогда, если интересна сама интонация, интересно как сделать ее красивой, как сделать ударение, процесс становиться для детей увлекательным, и поэтому на моих занятиях они могут петь романс «Сирень» целый урок. Для того чтобы ввести детей в творческое состояние, на своем уроке я использую сказки. Они помогают ввести в эмоциональное состояние: когда ребенок поет, он находиться в этом эмоциональном состоянии, в этом ощущении, и оно ему настолько приятно, что он может находиться в нем по часу и добиваться высоких результатов.

- Как, следуя вашей методике, можно научить ребенка подбирать гармонию и петь многоголосьем?

Для этого я разработала систему. Если заострять внимание ребенка на линии мелодии, то он может не услышать, что поют другие и как звучит гармония. Запомнив мелодию, он может ее подобрать, при этом он не слышит, что играет левая рука, не слышит гармонию, а слышит отдельные звуки, которые каким-то образом соотносятся. Мы с первого урока делам гармонический анализ, и ребенок начинает слышать гармонию, и может сам подобрать левую руку. Если ученик слышит гармонию, можно петь любой голос, потому что ученик слышит определенный звукоряд, и поэтому не может спеть неправильно. Мои исследования показали, что ребенок не сможет спеть фальшиво, если научить его слышать гармонию. Любой человек попадает в тон. Чтобы попасть в не тона, нужно приложить большое усилие. Мною разработан ряд упражнений, который позволяет научиться чисто петь многоголосие.

На курсах я даю упражнения, которые позволяют научить ребенка подбирать, импровизировать, сочинять. Сочинить музыку – это означает услышать ее в голове и подобрать на инструменте. Если заниматься подбором, то ученик не сможет сочинять. А чтобы научиться подбирать, ребенок должен развивать слух. Ошибкой является наше желание «уткнуть» его в ноты, потому что как только мы «уткнули» ребенка в ноты, у него работает зрение и координация движений, а слух и память могут не работать вовсе. Получается, самое главное для музыканта – слух и память - не развиваются.

Рахманинов говорил: «Выучить две, три пьесы – это не значит овладеть музыкальным профессионализмом». Иначе музыкант становиться похожим на музыкальную табакерку, имея в запасе несколько пьес. Важнейший момент в моей методике состоит в том, чтобы научить ребенка играть так, чтобы пальцы шли за головой, сначала рождается образ в голове, а затем ученик его озвучивает, сравнивая на слух, желаемое и действительное. Мы знаем, что обычно происходит иначе – пальцы играют, а слух контролирует, что получается. Разучивание пьес к экзамену приводит к тому, что мы видим знаки, руки играют, и только потом мы сознаем, что сделали руки, но уже бывает поздно, так как ошибка уже свершилась. Когда подбираешь по слуху, формируется четкий образ того, что должно быть: сначала образ, а затем анализ, сравнение того, что звучит, с тем, что было в воображении. Именно для этого к моему пособию ALLEGRO прилагаются аудиозаписи, для того, чтобы можно было слушать и подбирать.

- А теперь напоследок расскажите, пожалуйста, об идее создания Учебного пособия ALLEGRO.

Работая по своей методике, я стала собирать материал, необходимый для реализации задач в работе с учеником. Это были пьесы из разных сборников, которые нужно было собрать и объединить, чтобы они работали на эти задачи, описанные мною выше. Надо было сделать определенный подбор пьес, чтобы ребенок изучил гармонию, чтобы он развивался эмоционально, чтобы он научился читать не отдельными знаками, а рисунком, что позволяет читать на два такта вперед. Для этого нужно было подобрать разнообразный материал, который и лег в основу первых тетрадей.

Приведу пример: изучать гармонию надо в определенной последовательности, ведь материал усложняется от пьесы к пьесе. Тоже самое и с подбором тональностей: можно поработать в одной тональности и запомнить аккорды, потом закрепить на другой пьесе, которая тоже в этой тональности. Таким образом, ученик может сопоставить, как это соотносится. И для того, чтобы научиться транспонировать, тоже нужен определенный материал. Для всех задач нужен специально поободранный материал, выстроенный в определенной последовательности.

В Учебном пособии ALLEGRO пьесы выстроены так, чтобы последовательно решать задачи, о которых я говорила выше. Вот пример: в Тетради №1 приведены основные функции лада в пьесах «Едет, едет паровоз» или «Мишка с куклой громко топают», в этих пьесах три основных аккорда - это C, F и G, а в Тетради №3 дается пьеса «Счастливые буги» - это джазовая пьеса, но она строится на тех же трех аккордах. Поэтому ребенок в первый месяц обучения играет и детскую песенку, и джазовое произведение, но и в первом и во втором случае, он использует всего лишь три аккорда в тональности C (до мажор). Но он получает разные ощущения, разные эмоции, потому что звучат эти произведения по-разному.

Классическая пьеса на этих же функциях в Тетради №15 «Ода к радости» Бетховена – это тоже три аккорда (C, F, G). И получается, что на трех аккордах ребенок сыграл детскую песенку, сыграл Бетховена и сыграл джаз, но в его пальцах как будто ничего не изменилось, он играл три аккорда. Ученик видит, что на этих трех аккордах можно построить три жанра, он понимает, что, используя эти аккорды, можно сочинить свою пьесу. В этом и состоит баланс теории и практики: три аккорда и огромное практическое применение.

Затем мне стало очевидно, что не издано тех пьес, которые мне нужны для учебного процесса, и я стала заказывать эти произведения композиторам. Таким образом, половина Учебного пособия ALLEGRO состоит из пьес, специально написанных талантливейшими людьми. Специально готовились ансамбли, материал по аранжировке, по импровизации. Тетради №№ 10, 11, 12, 13(1), 13(2), 16, 19 готовились специально под задачи обучения. Сейчас я готовлю Тетрадь №20 «Джазовое сольфеджио».

Все тетради построены на популярном материале, например, Тетради 13 (Часть 1 и 2) – это золотая классика эстрадной музыки. На этих тетрадях я учу составлять фактуры, и когда ребенок начинает играть по этим тетрадям, он уже знает все гармонические созвучия и ему только остается овладеть фактурой, научиться ее «расцвечивать». Тетради 10 и 15 с компакт дисками в комплекте помогают работать над звуком, над которым невозможно работать, если у тебя нет слухового опыта. А где наши дети могут получить слуховой опыт, если повсеместно звучит электронная музыка? Даже если им удается послушать симфоническую музыку, они не могут прослушанные классические произведения совместить с теми произведения, которые играют сами.

Совсем другое дело, когда ученик играет пьесу на фортепиано, а она звучит в оркестровом исполнении, тогда у него развивается тембровый слух и тогда фортепиано начинает звучать как оркестр. Это возможно благодаря тому, что ученик в своей голове может представить, что это играет, например, скрипка или виолончель. Мы говорим, что пианист ценен, когда у него рояль звучит как оркестр. Для этого и нужны компакт диски, которые идут в приложении к тетрадям, чтобы развить слуховые представления.

К Учебному пособию ALLEGRO я подготовила Программу «Класс специального фортепиано». В ней все расписано по классам. Например, стоит перед учеником задача импровизировать, педагог может посмотреть номер тетради и номер пьесы, которая помогает это сделать. Программа существенным образом помогает разобраться в материале, представленном в пособии. В Учебном пособии ALLEGRO собрано все, чтобы научить человека владеть инструментом. Там есть классика, как популярная, так и мало известная, эстрадная музыка, песни, гаммы и упражнения. Ребенок, играя по пособию, может овладеть подбором, транспонированием; в нем есть материал, который научит подбирать по слуху. С моей точки зрения, там есть все, что необходимо, все удобно скомпоновано, материал распределен по классам, все находится под рукой, материал может удовлетворить как ученика, так и педагога в полной мере. Именно поэтому это пособие так любят за рубежом. Когда оно появилось в 1991 году, тогда же из Германии пошли первые звонки. В России был дефицит нот, и я не могла оценить значимость пособия в методическом плане, потому что покупали все. Я спрашивала у педагогов, работающих в Германии, почему они приобретают пособие ALLEGRO, когда на их музыкальном рынке представлено все что угодно. Мне ответили, что ноты есть, а системы нет.

Но вернемся в Россию. Если говорить о сборниках, которые сейчас широко представлены, например, эстрадной музыки, то там представлены интересные эстрадные пьесы или мелодии, но эти мелодии не служат учебному процессу. А тетради из программы ALEGRO (например, Тетради № 13 (1,2), в которых представлен материал, похожий на упомянутые выше сборники, учат эстрадным фактурам, и ни одна фактура в этих Тетрадях не повторяется. Все в пособие строится для того, чтобы обучить ученика определенным навыкам и умениям. А если ребенок не хочет что-то осваивать, то он может просто поиграть, а если хочет, то, пожалуйста, - все разложено по полочкам и систематизировано.

Пользуясь возможностью, я хочу выразить огромную благодарность Даниилу Крамеру, который согласился сыграть пьесы для записи на кассете и компакт диске. Постепенно мы хотим озвучить все пособие, потому что ребенок должен получать богатый, разнообразный музыкальный опыт.

Несколько слов я бы хотела сказать о нашем новом проекте «Центр музыкального образования Татьяны Смирновой». Менеджеры проекта предложили включить в название Центра мои имя и фамилию, я не стала сопротивляться, хотя посчитала, что это чересчур. Центр объединил творческих и увлеченных людей, которые действительно любят то, что делают. В области музыкального образования нами был накоплен большой опыт, разработаны интересные программы обучения, опубликованы книги, программы, методические рекомендации, по которым легко и приятно учиться. В какой-то момент стало очевидно, что всем этим богатством можно и нужно поделиться. В нашем музыкальном центре работают талантливые люди, которые открыты к общению, и, действительно, любят то, что делают. Девиз центра «Все вместе мы делаем жизнь музыкальнее». Подробнее вы можете узнать о Центре и о наших программах на сайте www.allegromusic.ru.

Спасибо!



комментировать »»
Ссылки по теме:
-
Начало
Содержание журнала
Мир музыки
Музыкальное событие
Фестивали, концерты, гранты
Знакомьтесь, новые имена
Биржа : из первых рук
По вашим заявкам
Музыкальный календарь
Технические новинки
Из жизни музыкантов
Форум
Поиск по сайту
-
-

Из жизни музыкантов

-
МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ "КУЛЬТУРА"
Вячеслав Овчинников – «заброшенный золотой прииск» Документальная программа из цикла «Острова», которая выйдет в эфир 10 декабря в 21:25, посвящена творчеству композитора и дирижёра Вячеслава Овчинникова. К ЮБИЛЕЮ РОДИОНА ЩЕДРИНА К 75-летию Родиона Константиновича Щедрина телеканал «Культура» готовит премьер: 15 декабря в 18.35 смотрите оперу композитора для концертной сцены «Очарованный странник», 16 декабря в 18.35 в эфире телеканала – документальный фильм «Услышать голос Ангела своего…Родион Щедрин», а в 19.15 - прямая трансляция юбилейного концерта Щедрина из Большого зала Московской консерватории.

подробнее »»
-

Мир музыки

-
«Русские сезоны» в Париже. Год 2007
В 2007 году российские музыканты возобновляют традицию, заложенную великим импресарио. В рамках фестиваля «Crescendo» в парижском Театре Елисейских Полей проводятся концерты, на которых молодые музыканты из России исполнят произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. С 7 по 9 декабря в 18:00 смотрите трансляцию концертов в эфире телеканала «Культура». Ведущий – Святослав Бэлза.

подробнее »»
-

Фестивали, концерты, гранты

-
ХIV Международный музыкально-художественный Фестиваль -конкурс искусств «Звуки и краски мира».
Место проведения: Россия, г. Санкт - Петербург Время проведения:15-19 февраля 2008 г. Организаторы: Международный Культурный Фонд «Орфей» и Финский культурный центр "Lekka"(Финляндия) При поддержке: Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Правительства Ленинградской области, Союза концертных деятелей Российской Федерации

подробнее »»
-

Музыкальное событие

-
ИТОГИ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО КОНКУРСА ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ «ЩЕЛКУНЧИК»
3 ноября в Московском международном Доме музыки прошел финал VIII Международного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Гран-при конкурса удостоен Даниил Беликов (ударные). В финале конкурса Даниил исполнял: Вивальди, Концерт №2 «Лето» (III часть «Летняя гроза») и «Чардаш» Монти.

подробнее »»
-

Фестивали, концерты, гранты

-
Афиша на ноябрь 2007г.
Некоторые музыкальные события ноября 2007г.

подробнее »»
- - - - -
2005 © Журнал «Музыка для всех»
Дизайн В. Филиппов
Программирование Ю. Баландин
-
нотный архив |  энциклопедия музыки |  фонотека |  видеотека
о проекте | веб-мастер | приглашаем
-
- - - - -